Конец эпохи романтизма (выложено на сайт)
Правила форума
Данный форум предназначен для написания и обсуждения аккордов и комментариев к песням Автора. Комментарии к каждой песне обсуждаются в отдельной теме. Конечная цель каждого обсуждения - публикация на сайте http://www.shaov.net.
Данный форум предназначен для написания и обсуждения аккордов и комментариев к песням Автора. Комментарии к каждой песне обсуждаются в отдельной теме. Конечная цель каждого обсуждения - публикация на сайте http://www.shaov.net.
- Мария Н
- Тургеневская девушка
- Сообщения: 10138
- Стаж: 11 лет 8 месяцев
- Заходил(а): 28.10.2023 22:14
- Откуда: Липецк
- Благодарил (а): 627 раз
- Поблагодарили: 162 раза
Re: "Конец эпохи романтизма"
Посмотрела отчёты. Вообще да, даже на премьерах диска она уже не исполнялась. А до осени 12-го года меня тут не было, и я, соответственно, ни за чем не следила. Знала только, что есть такой Тимур Шаов...
Но, как сказал Маркиз де Сад Захер-Мазоху:
«Ну, имейте же терпение, мой друг!»
«Ну, имейте же терпение, мой друг!»
- Юлия
- Cторонник учения ФЕН ШАО
- Сообщения: 3256
- Стаж: 17 лет 2 месяца
- Заходил(а): 02.03.2024 21:40
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 776 раз
- Поблагодарили: 303 раза
- Контактная информация:
Re: "Конец эпохи романтизма"
Да я вовсе не против, чтобы комментарии были. И, уж тем более, вовсе не считаю песню неудачной. Наоборот, она мне очень нравится. И мне очень жаль, что Тимур её не исполняет на концертах. И очень досадно, что прошло уже много лет с момента написания песни, а комментарии никак не выкладываются на сайт, хотя они практически готовы.[url=http://shaov.net/forum/viewtopic.php?p=239155#p239155]31-10-2017, 01:56[/url] » olira писал(а): Но на диске-то она есть! То есть все, кто диск купил или скачал, эту песню слышал. И мало ли что Тимур не исполняет или редко исполняет на концертах, это не свидетельствует о том, что песня неудачная, просто не концертная, сложная в исполнении. И к этой песне комментарии как раз нужны, ибо непонятных терминов очень много.
- ppd
- Site Developer
- Сообщения: 7223
- Стаж: 16 лет
- Заходил(а): 08.03.2024 06:45
- Откуда: Шизино
- Благодарил (а): 5 раз
- Поблагодарили: 306 раз
Re: "Конец эпохи романтизма"
Ратующие за комментарий, настаивают, КМК, именно на том, что Автор в этой песне высмеивает. Поэтому размещение такого развернутого комментария, объясняющего всё и вся, на сайте будет выглядеть, по крайней мере, нелепо.
Здесь непосредственно перед исполнением Шаов цитирует афоризм Черномырдина: «У кого руки чешутся — чешите в другом месте!»Тимур Шаов на концерте в Fair Lawn 18 сентября 2011г. говорил( писал(а):http://shaov.net//video/NEW_SONGS/9-18-11-3.avi
Ushwood 18.12.2011 21:25 Re: Концерт 17 декабря 2011 в ЦДХ писал(а):Т.Шаов: «Следующая песня, тоже из незаписанных, называется «Конец эпохи романтизма». (дальше – рассказ про научно-популярные фильмы по ВВС, которые объясняют все на свете – а зачем?)
- Долгорукий
- каЮр
- Сообщения: 3197
- Стаж: 17 лет 8 месяцев
- Заходил(а): 24.02.2023 11:04
- Откуда: Днепр, Страна Свободы
- Благодарил (а): 657 раз
- Поблагодарили: 163 раза
- Контактная информация:
Re: "Конец эпохи романтизма"
Ну что ж. Конец эпохи комментирования, значит конец.
Луна есть шар, азот есть газ, а ноль на ноль равно нолю.
А чувства — просто ток в мозгу...
А чувства — просто ток в мозгу...
- ppd
- Site Developer
- Сообщения: 7223
- Стаж: 16 лет
- Заходил(а): 08.03.2024 06:45
- Откуда: Шизино
- Благодарил (а): 5 раз
- Поблагодарили: 306 раз
Re: "Конец эпохи романтизма"
Предлагается такой вариант:
Текст песни | Комментарий |
---|---|
«Луна загадочная шьёт узор на океанской ткани…» — Так написал один поэт — но это чушь и ерунда! Луна есть спутник, просто шар. Что там загадочного? Камни?! И в океане ткани нет, а есть солёная вода. Нас на арапа не возьмёшь, на красоту, на романтизм: Луна есть шар, азот есть газ, а ноль на ноль равно нолю. А чувства — просто ток в мозгу, электроимпульс, гальванизм. Вот так проскочит электрон — Онегин: «Ах, я вас люблю!» Рациональный человек — он видит суть вещей, натуру. Романтик крыльями трещит: «Любовь, Джульетта, райский сад!» Прагматик видит всё как есть: козла, кокетливую дуру… Да и вообще, что есть любовь на сей рациональный взгляд? (А вот что:) Вот самец почуял вдруг существо другого пола, У него тестостерон уже булькает в зобу, А наличие в крови полпромилле этанола Растормаживает мозг и снимает все табу. У него гипергидроз, у неё тахикардия, В кровь идёт окситоцин, возбудимость возросла, Допамин, серотонин вызывают эйфорию, Депонируется кровь в кавернозные тела. Копуляция — процесс, прямо скажем, тривиальный: Нейрогуморальный всплеск, вожделенье, так сказать. Дальше — фрикций череда, «Oh my god!», аккорд финальный, Рефрактерность — и упрёк, типа: «А поцеловать?» Кстати, что есть поцелуй, так сказать, с позиций дарвинизма? С красною каймою губ кратковременный контакт. А там ведь герпес, стрептококк — никакого романтизма. Вот вам вся ваша любовь. Извиняйте, что не так! Любовь, любовь, романтика… Это химия, брат, математика! Июльский день, терраса, плющ, в тени белеет колоннада, Немного фруктов и маслин, кувшин холодного вина. Здесь пишет небольшой портрет большой романтик Леонардо. У донны Лизы Герардини немного затекла спина. Да, вот Джоконда: идеал, она божественна с избытком, Какой колор, полутона! Сфумато — он это любил. Но вот слегка навыкате глаза — сдается мне, тут щитовидка: Припухлость шеи, нервный рот… Ей надо пить мерказолил! У рубенсовских у Венер вторая степень ожиренья, А глазуновский персонаж, напротив, тощ и измождён — Туберкулез, а, может, тиф. Ну, видно то, что нет спасенья. Во всём, во всём пытливый взгляд найдет изъян, воткнёт пистон. Или вот: концертный зал, Фредерик Шопен, ноктюрны. Все внимания полны: вот завязка, вот рефрен. Не галдят, попкорн не жрут. Что сказать, народ культурный, Шопенеют от души: «Ах, Шопен!» — А что Шопен? А возьми-ка стервеца, да разложи его по нотам, Подиезно разнеси, побемольно раскатай, С калькулятором пройдись ты по всем этим красотам… Всё ж понятно, cкучно всё, просто, как щенячий лай. Фа-минорный тетрахорд не новость в мировой культуре. Тут вот — вводный септ-аккорд, там — триоли слегонца, Выход в си-бемоль минор, потом секвенция в це-дуре, Транспонировал рефрен — и ламца-дрица-гоп-ца-ца! Среди пишущей братвы тьма таких же акробатов. Вот сонату си-минор писал два года Ференц Лист, А информации-то в ней — всего на пару мегабайтов. «Это ж просто ерунда!» — скажет всякий программист. Ах, музыка, романтика… Это физика, брат, математика! Вот подрастает молодняк с ухваткой римского тарана, И нам, потешным байронам, дают совет: «Хорош трындеть!». Это гуманистический посыл — нас посылают, но гуманно. Могли и шашкой рубануть — мы зря ругаем молодёжь! Как тектонический процесс, проходит смена поколений, И наш никчемный романтизм, возможно, не спалят дотла. Но поколения грядут, которым, в общем-то, до фени И божество, и вдохновенье, и бла-бла-бла, и все дела. И божество, и вдохновенье И бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла. |
Песня является пародией на научно-популярные фильмы и передачи, пытающиеся проверять разумом, точными расчётами то, что выражено чувствами. Примерно то, что в трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» названо фразой «…Поверил я алгеброй гармонию». 1) Из отчета о концерте Тимура Шаова 17 декабря 2011 в ЦДХ: Т.Шаов: «Следующая песня, тоже из незаписанных, называется "Конец эпохи романтизма"». (дальше последовал рассказ про научно-популярные фильмы по ВВС, которые объясняют все на свете — а зачем?). 2)Запись с концерта Тимура Шаова 18 сентября 2011 в Fair-Lawn, USA Редакция считает себя не вправе разъяснять медицинские и музыкальные термины, и предлагает читателям, при желании, сделать это самостоятельно. взять на арапа — то же, что «брать на горло (на понт)»: пытаться оказать давление вместо того, чтобы убедить и объяснить толком. Здесь «арап» — искажённое древнерусское «ворОпъ»: налёт, набег. полпромилле (от лат. pro mille — за тысячу — одна тысячная доля какого-либо числа; одна десятая процента; используется для обозначения количества тысячных долей чего-либо в целом) этанола (этиловый спирт с формулой C2H5OH) — концентрация алкоголя в крови от 0,5 до 1,5 промилле соответствует лёгкой степени опьянения. Дарвин Чарльз (англ. Charles Robert Darwin, 1809-1882) — английский учёный, натуралист и путешественник, основатель теории эволюции, которую он развёрнуто изложил в книге «Происхождение видов». Леонардо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, 1452-1519) — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis). Рубенс Питер Пауль (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: [ˈpitər 'pʌul 'rybə(n)s]; 28 июня 1577, Зиген — 30 мая 1640, Антверпен) — нидерландский (фламандский) живописец, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер. Глазунов Илья́ Сергеевич (10 июня 1930, Ленинград — 9 июля 2017, Москва) — советский, российский художник-живописец, сценограф, педагог. донна Лиза Герардини — считается, что знаменитая картина Леонардо да Винчи "Джоконда" или "Мона Лиза" (mona - сокращение от итал. "ma donna") является портретом Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо — флорентийского торговца шелками. Картина так и называлась «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо». сфумато — (итал. sfumato — затуманенный, неясный, расплывчатый, от лат. fumus — дым, туман) — термин в живописи, введённый Леонардо да Винчи, обозначающий особую технику передачи полутонов, позволяющую добиваться смягчения очертаний фигур и предметов, чтобы передать окутывающий их воздух. Шопен Фредерик Франсуа (фр. Frédéric François Chopin; польск. Fryderyk Franciszek Chopin, 1810-1849) — польский композитор и пианист-виртуоз, педагог. Яркий представитель романтизма в музыке. Ференц Лист (Ferenz Liszt, 1811-1886) — венгерский композитор, пианист-виртуоз, дирижер, педагог, капельмейстер, музыкально-общественный деятель. Сыграл большую роль в развитии музыкального искусства XIX столетия. Байрон Джордж Гордон (англ. George Gordon Byron (Noel), 6th Baron Byron, 1788-1824) — английский поэт-романтик. Дал начало романтическому течению в европейской литературе начала XIX века, которое впоследствии стали называть "байронизм". гуманизм (от лат. humanus — человечный) — система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. могли и шашкой рубануть — изменённая фраза из анекдотов о гуманизме. тектонический процесс — перемещение вещества земной коры в глубоких недрах под воздействием внутренней энергии Земли. И божество, и вдохновенье — цитата из стихотворения А.С. Пушкина "К***" ("Я помню чудное мгновенье…"):
|
- Larisa
- Дикий человек
- Сообщения: 3806
- Стаж: 13 лет 10 месяцев
- Заходил(а): 31.01.2024 17:49
- Откуда: Одесса
- Благодарил (а): 221 раз
- Поблагодарили: 121 раз
Re: "Конец эпохи романтизма"
Мне все же кажется, что первый комментарий на этой странице в посте Марии более полный и интересный. Вы, Павел, сократили все до самого минимума...
Говорю я Богу: «Отче,
Огради меня от прочих,
Оттоптали ноги, руки,
Тело, душу и мозги».
Огради меня от прочих,
Оттоптали ноги, руки,
Тело, душу и мозги».
- Мария Н
- Тургеневская девушка
- Сообщения: 10138
- Стаж: 11 лет 8 месяцев
- Заходил(а): 28.10.2023 22:14
- Откуда: Липецк
- Благодарил (а): 627 раз
- Поблагодарили: 162 раза
Re: "Конец эпохи романтизма"
Это опять-таки упирается в неразрешимый вопрос: нужны ли комментарии вообще и, если да, то какие?.. Поскольку ситуация зависла аж на четыре года, то пусть уж хоть какие-нибудь будут, что ли...
Но, как сказал Маркиз де Сад Захер-Мазоху:
«Ну, имейте же терпение, мой друг!»
«Ну, имейте же терпение, мой друг!»
- Юлия
- Cторонник учения ФЕН ШАО
- Сообщения: 3256
- Стаж: 17 лет 2 месяца
- Заходил(а): 02.03.2024 21:40
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 776 раз
- Поблагодарили: 303 раза
- Контактная информация:
Re: Конец эпохи романтизма (выложено на сайт)
Очень сложный комментарий к термину ТРАНСПОНИРОВАТЬ.
Транспонирование – это перенос мелодии в другую тональность, то есть на другую высоту. Используется, в основном, вокалистами с разным диапазоном голоса для исполнения одной и той же мелодии. (ИМХО)
Транспонирование – это перенос мелодии в другую тональность, то есть на другую высоту. Используется, в основном, вокалистами с разным диапазоном голоса для исполнения одной и той же мелодии. (ИМХО)
- ppd
- Site Developer
- Сообщения: 7223
- Стаж: 16 лет
- Заходил(а): 08.03.2024 06:45
- Откуда: Шизино
- Благодарил (а): 5 раз
- Поблагодарили: 306 раз
Re: Конец эпохи романтизма (выложено на сайт)
Транспонирования на сайте нет. Там комментарий с этой страницы.
Наткнулся у себя на запись концерта в ЦДХ 17 декабря 2011. Добавил аудиофрагмент с предисловием.
Наткнулся у себя на запись концерта в ЦДХ 17 декабря 2011. Добавил аудиофрагмент с предисловием.
- Till
- Умница-консерваторец
- Сообщения: 2914
- Стаж: 14 лет 2 месяца
- Заходил(а): 26.03.2024 00:54
- Откуда: Ленинград
- Благодарил (а): 39 раз
- Поблагодарили: 39 раз
Re: Конец эпохи романтизма (выложено на сайт)
"Не бывает слишком поздно, бывает уже не надо". Но всё-таки оставлю этот пост, из уважения к моему светлому Ангелу-хранителю на Форуме и за его пределами, а именно Машеньке Н. В свете последних обсуждений в теме размещение моих выкладок на сайте будет, видимо, неактуально, но, возможно, они пригодятся для чтения форумчанам. И - извините за возможное околоакадемическое занудство в теме, всё-таки мой преподавательский вузовский стаж уже перешагнул дюжину лет.
Преамбула-1. Для меня весьма интересным оказался вопрос, откуда, собственно, Автор вообще взял музыковедческие термины, которыми он оперирует в песне. Ибо часть из них - достаточно нестандартна (подробности ниже). Увы, безусловный первоисточник мне найти не удалось. Но кое-какие промежуточные выводы сделал.
Преамбула-2. Концепция Павла
Ну, а теперь - попробуем начать.
Начнём с особенностей романтизма в музыке. Различные стилевые формации в разных видах искусства слегка не совпадают по времени, и если, скажем, в литературе романтизм начинается с 18 века - то до музыки всегда (ещё со Средневековья) всё доходило как до жирафа, посему романтизм в музыке обычно связывается уже с 19 веком. Вместе с тем, эстетические особенности романтизма в музыке те же, что и в прочем искусстве - интерес к личности конкретного человека, его внутреннему миру (это главное), а также интерес к интуитивному (не-логическому) постижению мира, к необычному - как в области фантастики, так и экзотики. Кстати: под экзотикой иногда могла подразумеваться собственная национальная культура художника, ежели она не находилась в европейском "мейнстриме", а посему 19 век - бурное развитие национальных школ в музыке, в том числе и в странах, на тот момент не значащихся в культурных гегемонах, а иногда и вообще не обладавших в то время собственной государственностью (1я половина 19 века - Германия, Польша, Венгрия, Россия, 2я половина 19 века - Чехия, Норвегия, Испания, рубеж веков - Финляндия, Дания... список изрядно неполон). Разумеется, музыка практически во всех упомянутых странах существовала и до 19 века, а часто были даже и собственные одарённые музыканты - но речь шла скорее о более или менее удачном копировании, скажем, итальянских образцов (конечно же, я сильно упрощаю картину. Но в целом так).
Начавшись как единое, тотальное и захватившее практически всех авторов музыкальное течение, уже во второй половине 19 века романтизм начал размываться и сочетаться с другими стилями: с реализмом (Бизе, Верди), с возвратом к классицизму (Брамс). А уж в начале 20 века стилистическая пестрота стала нормой... но всё же, по моему мнению, и импрессионизм, и экспрессионизм на свой лад - плоть от плоти романтизма. Хотя и с неизбежными излишествами.
Если упрощать картину, то романтизм как таковой практически не пережил Первой мировой войны. Период между двумя мировыми войнами можно охарактеризовать как антиромантические тенденции (тут в самом "анти" всё ещё жив первоначальный тезис). Ну, а вторая половина ХХ века - окончательное "решение романтического вопроса". "Последними романтиками" с большей или меньшей степенью условности называют двух авторов, несколько "задержавшихся в эстетике прошлого" - это Рихард Штраус (на всякий случай: автор "Так говорил Заратустра", с цитирования которого начинается "ЧтоГдеКогда". А также многого другого, конечно) и Сергей Рахманинов. Оба завершили свой творческий и жизненный путь в 40е годы ХХ века.
(продолжение следует)
Преамбула-1. Для меня весьма интересным оказался вопрос, откуда, собственно, Автор вообще взял музыковедческие термины, которыми он оперирует в песне. Ибо часть из них - достаточно нестандартна (подробности ниже). Увы, безусловный первоисточник мне найти не удалось. Но кое-какие промежуточные выводы сделал.
Преамбула-2. Концепция Павла
, в принципе, справедлива. Но, с другой стороны, я в силу своей профессиональной деятельности как раз именно этим (больше всего) и занимаюсь. Правда - очень важное "но" - я это делаю, адресуя профессионалам (мой студенческий контингент - будущие композиторы, дирижёры, звукорежиссёры, музыковеды). В "научпоп" попадаю редко. Но не могу не отметить, что многие мои коллеги сие делают безобразно, увы. Часто приходится встречать адресованное именно массовому любителю музыки цитирование профессиональной литературы (скажем, в программках концертов). Вот и получается - "Выход в си-бемоль минор, потом секвенция в це-дуре". Печально, в общем-то.
Ну, а теперь - попробуем начать.
Начнём с особенностей романтизма в музыке. Различные стилевые формации в разных видах искусства слегка не совпадают по времени, и если, скажем, в литературе романтизм начинается с 18 века - то до музыки всегда (ещё со Средневековья) всё доходило как до жирафа, посему романтизм в музыке обычно связывается уже с 19 веком. Вместе с тем, эстетические особенности романтизма в музыке те же, что и в прочем искусстве - интерес к личности конкретного человека, его внутреннему миру (это главное), а также интерес к интуитивному (не-логическому) постижению мира, к необычному - как в области фантастики, так и экзотики. Кстати: под экзотикой иногда могла подразумеваться собственная национальная культура художника, ежели она не находилась в европейском "мейнстриме", а посему 19 век - бурное развитие национальных школ в музыке, в том числе и в странах, на тот момент не значащихся в культурных гегемонах, а иногда и вообще не обладавших в то время собственной государственностью (1я половина 19 века - Германия, Польша, Венгрия, Россия, 2я половина 19 века - Чехия, Норвегия, Испания, рубеж веков - Финляндия, Дания... список изрядно неполон). Разумеется, музыка практически во всех упомянутых странах существовала и до 19 века, а часто были даже и собственные одарённые музыканты - но речь шла скорее о более или менее удачном копировании, скажем, итальянских образцов (конечно же, я сильно упрощаю картину. Но в целом так).
Начавшись как единое, тотальное и захватившее практически всех авторов музыкальное течение, уже во второй половине 19 века романтизм начал размываться и сочетаться с другими стилями: с реализмом (Бизе, Верди), с возвратом к классицизму (Брамс). А уж в начале 20 века стилистическая пестрота стала нормой... но всё же, по моему мнению, и импрессионизм, и экспрессионизм на свой лад - плоть от плоти романтизма. Хотя и с неизбежными излишествами.
Если упрощать картину, то романтизм как таковой практически не пережил Первой мировой войны. Период между двумя мировыми войнами можно охарактеризовать как антиромантические тенденции (тут в самом "анти" всё ещё жив первоначальный тезис). Ну, а вторая половина ХХ века - окончательное "решение романтического вопроса". "Последними романтиками" с большей или меньшей степенью условности называют двух авторов, несколько "задержавшихся в эстетике прошлого" - это Рихард Штраус (на всякий случай: автор "Так говорил Заратустра", с цитирования которого начинается "ЧтоГдеКогда". А также многого другого, конечно) и Сергей Рахманинов. Оба завершили свой творческий и жизненный путь в 40е годы ХХ века.
(продолжение следует)
Эх, яблочко, здесь важны слова. Я красиво говорил, цицеронствовал.
- Till
- Умница-консерваторец
- Сообщения: 2914
- Стаж: 14 лет 2 месяца
- Заходил(а): 26.03.2024 00:54
- Откуда: Ленинград
- Благодарил (а): 39 раз
- Поблагодарили: 39 раз
Re: Конец эпохи романтизма (выложено на сайт)
Далее. Коль скоро романтизм претендовал на передачу нового содержания (интерес к личности как таковой) - он, естественно, должен был оперировать новыми средствами. Одно из следствий сего - появление новых жанров. Музыкальный жанр можно определить как "функцию, выраженную через форму", или, если совсем просто: 1) предназначение данного типа музыки, по крайней мере, исторически (под него плясать, праздновать рождение, отмечать праздник урожая, идти на войну, и т.п.); 2) связанные с этим формы выражения (скажем, для того или иного танца характерны те или иные движения - от музыки требуется соответствующий темп, ритм, структура, и т.п.).
Ноктюрн оказался жанром, чрезвычайно подходящим для романтизма - сама идея ("ночной" - а ночью всё по-другому, всё необычно (интерес к фантастике!), всё не так как днём и настраивает на мечтательный и даже метафизический лад. Ну, настраивало в 19 веке). "Первопроходцем" жанра ноктюрна обычно считают шотландца Джона Фильда (известного в русской истории музыки тем, что он был учителем Глинки, а также одним из крупнейших пианистов своего времени). Ну, а окончательного расцвета сей жанр действительно достиг у Шопена.
Шопен - А что Шопен? Шопен вот что:
1. Конечно, один из ярких представителей романтизма. В то же время - нет в нём шизанутой неуравновешенности многих его современников-романтиков (Шуман, Берлиоз, например), в этом смысле он куда более "классичен"
2. Поляк, это понятно. Удивительно сочетал в своём творчестве то, что сделало его одним из родоначальников польской музыкальной школы - и то, что сделало его художником общеевропейского масштаба.
3. Обращался практически только к фортепианной музыке (прочие произведения Шопена - пальцев одной руки хватит пересчитать, исполняют их редко, и главная их фишка - только в том, что сочинил их "сам Шопен"). Зато уж фортепиано вывел на совершенно новый уровень. Чем именно отличается звучание шопеновского рояля от более ранних вариантов (скажем, бетховенского) - я уж разбирать не буду, но поверьте, что отличия знаковые. Хотя нет, одну важную вещь скажу. Шопен первый додумался придать фортепианной музыке черты, которые культивировались веками в итальянском пении. А именно - чрезвычайно строгий (ритмически) аккомпанемент - и абсолютно свободную мелодию. Трудность исполнения Шопена для пианистов прежде всего в этом - сочетать, грубо говоря, строго играющую в ритме левую руку и свободно отклоняющуюся от метрических опор правую. Кстати: на мой взгляд, эту черту шопеновского пианизма с большим вкусом подхватили джазмены начала ХХ века, выдающие свои импровизации как бы абсолютно независимо от "сетки", но при этом на высшем уровне складывая всю композицию в абсолютно логичное единство.
4. Жанровый подбор творчества Шопена может быть сведён к трём категориям: 1) Новые романтические жанры (те же Ноктюрны, Этюды, Вальсы, Экспромты, а также, к слову, жанры "из национальной экзотики" - Полонезы и Мазурки); 2) Старые классицистские жанры (Сонаты, Скерцо, Рондо); 3) Жанры формально старые, но переосмысленные до неузнаваемости, поставленные в совершенно нестандартные условия (Прелюдии). При этом очень важно, что многие технические находки Шопена имеют слегка "скрытый" характер, они базируются не на неслыханных ранее сочетаниях звуков, а скорее на уже известных форумлах, но поставленных в нестандартные условия или сочетания
Друзья, простите за занудство, но это важно для дальнейшего.
(продолжение следует)
Ноктюрн оказался жанром, чрезвычайно подходящим для романтизма - сама идея ("ночной" - а ночью всё по-другому, всё необычно (интерес к фантастике!), всё не так как днём и настраивает на мечтательный и даже метафизический лад. Ну, настраивало в 19 веке). "Первопроходцем" жанра ноктюрна обычно считают шотландца Джона Фильда (известного в русской истории музыки тем, что он был учителем Глинки, а также одним из крупнейших пианистов своего времени). Ну, а окончательного расцвета сей жанр действительно достиг у Шопена.
Шопен - А что Шопен? Шопен вот что:
1. Конечно, один из ярких представителей романтизма. В то же время - нет в нём шизанутой неуравновешенности многих его современников-романтиков (Шуман, Берлиоз, например), в этом смысле он куда более "классичен"
2. Поляк, это понятно. Удивительно сочетал в своём творчестве то, что сделало его одним из родоначальников польской музыкальной школы - и то, что сделало его художником общеевропейского масштаба.
3. Обращался практически только к фортепианной музыке (прочие произведения Шопена - пальцев одной руки хватит пересчитать, исполняют их редко, и главная их фишка - только в том, что сочинил их "сам Шопен"). Зато уж фортепиано вывел на совершенно новый уровень. Чем именно отличается звучание шопеновского рояля от более ранних вариантов (скажем, бетховенского) - я уж разбирать не буду, но поверьте, что отличия знаковые. Хотя нет, одну важную вещь скажу. Шопен первый додумался придать фортепианной музыке черты, которые культивировались веками в итальянском пении. А именно - чрезвычайно строгий (ритмически) аккомпанемент - и абсолютно свободную мелодию. Трудность исполнения Шопена для пианистов прежде всего в этом - сочетать, грубо говоря, строго играющую в ритме левую руку и свободно отклоняющуюся от метрических опор правую. Кстати: на мой взгляд, эту черту шопеновского пианизма с большим вкусом подхватили джазмены начала ХХ века, выдающие свои импровизации как бы абсолютно независимо от "сетки", но при этом на высшем уровне складывая всю композицию в абсолютно логичное единство.
4. Жанровый подбор творчества Шопена может быть сведён к трём категориям: 1) Новые романтические жанры (те же Ноктюрны, Этюды, Вальсы, Экспромты, а также, к слову, жанры "из национальной экзотики" - Полонезы и Мазурки); 2) Старые классицистские жанры (Сонаты, Скерцо, Рондо); 3) Жанры формально старые, но переосмысленные до неузнаваемости, поставленные в совершенно нестандартные условия (Прелюдии). При этом очень важно, что многие технические находки Шопена имеют слегка "скрытый" характер, они базируются не на неслыханных ранее сочетаниях звуков, а скорее на уже известных форумлах, но поставленных в нестандартные условия или сочетания
Друзья, простите за занудство, но это важно для дальнейшего.
(продолжение следует)
Эх, яблочко, здесь важны слова. Я красиво говорил, цицеронствовал.
- Till
- Умница-консерваторец
- Сообщения: 2914
- Стаж: 14 лет 2 месяца
- Заходил(а): 26.03.2024 00:54
- Откуда: Ленинград
- Благодарил (а): 39 раз
- Поблагодарили: 39 раз
Re: Конец эпохи романтизма (выложено на сайт)
Завязка не является специфическим музыкальным термином, его толкование вполне совпадает с таковым же в прочих областях искусства и в жизни.
Рефрен - совсем другое дело. Его музыковедческое толкование практически однозначно (если не брать жанр песни, к которому данный контекст (Шопен!) отношения не имеет) - это ключевой эпизод в форме рондо.
Форма рондо - это чередование эпизодов, один из который (рефрен) попеременно сменяется другими, а затем возвращается. Если грубо ("на печеньках") - то после первой стопки водки у нас огурчик, после второй - селёдочка, после третьей - ещё что-то... Закусь чередуется, а главное содержание неизменно (на всякий случай: тревоги о печени беспочвенны, больше четырёх-пяти разных эпизодов в рондо бывает редко). Классический музыкальный пример формы рондо - увертюра к "Кармен", где основная тема (праздник в Севилье) чередуется с эпизодами (первый - будущий хор работниц сигарной фабрики, второй - будущие Куплеты тореадора).
Два очень важных "но" по теме обсуждения.
1. Форма рондо в целом относится к сложным формам ("сложная" - это, конечно, термин, а не оценочное суждение, но всё же), посему для Ноктюрнов Шопена (каковые, в сущности - миниатюры) весьма нехарактерна. Гораздо чаще она применяется для крупных произведений Шопена (в первую очередь приходят в голову Баллады и Фантазия фа минор)
2. Основной посыл рондо в том, что рефрен мыслится как максимально стабильный материал, а развитие материала осуществляется за счёт того, что он последовательно сопоставляется с разными контрастными материалами (разная "закусь"). Для классицистского (и романтического во многом тоже) технического мышления важный элемент этой стабильности - тональность. Именно поэтому рефрен практически всегда проходит в одной и той же тональности. Проведение рефрена в иной тональности ("транспонирование") - случай редкий и нестандартный. Пользуясь нашими аналогиями, это всё равно что вместо очередной стопки водки вдруг пропустить пивка. Непорядок, да и к стабильности не ведёт.
Таким образом, мой промежуточный вывод пока что такой. С вероятностью почти стопроцентной могу утверждать, что ни в одном Ноктюрне Шопена не встречается "транспозиция рефрена". За прочие шопеновские сочинения не поручусь, но и там такого не припомню. По крайней мере, из "хитовых" его вещей. И вообще, подобный приём скорее я бы искал или у авторов более позднего времени, либо у мыслящих более неклассично (скажем, у Шумана или Листа). Но в целом на мой взгляд "механизм огнеметания ифритов мало изучен и вряд ли будет изучен лучше, так как никому не нужен" (Машенька, прости за неточную цитату из твоей любимой книги).
Рефрен - совсем другое дело. Его музыковедческое толкование практически однозначно (если не брать жанр песни, к которому данный контекст (Шопен!) отношения не имеет) - это ключевой эпизод в форме рондо.
Форма рондо - это чередование эпизодов, один из который (рефрен) попеременно сменяется другими, а затем возвращается. Если грубо ("на печеньках") - то после первой стопки водки у нас огурчик, после второй - селёдочка, после третьей - ещё что-то... Закусь чередуется, а главное содержание неизменно (на всякий случай: тревоги о печени беспочвенны, больше четырёх-пяти разных эпизодов в рондо бывает редко). Классический музыкальный пример формы рондо - увертюра к "Кармен", где основная тема (праздник в Севилье) чередуется с эпизодами (первый - будущий хор работниц сигарной фабрики, второй - будущие Куплеты тореадора).
Два очень важных "но" по теме обсуждения.
1. Форма рондо в целом относится к сложным формам ("сложная" - это, конечно, термин, а не оценочное суждение, но всё же), посему для Ноктюрнов Шопена (каковые, в сущности - миниатюры) весьма нехарактерна. Гораздо чаще она применяется для крупных произведений Шопена (в первую очередь приходят в голову Баллады и Фантазия фа минор)
2. Основной посыл рондо в том, что рефрен мыслится как максимально стабильный материал, а развитие материала осуществляется за счёт того, что он последовательно сопоставляется с разными контрастными материалами (разная "закусь"). Для классицистского (и романтического во многом тоже) технического мышления важный элемент этой стабильности - тональность. Именно поэтому рефрен практически всегда проходит в одной и той же тональности. Проведение рефрена в иной тональности ("транспонирование") - случай редкий и нестандартный. Пользуясь нашими аналогиями, это всё равно что вместо очередной стопки водки вдруг пропустить пивка. Непорядок, да и к стабильности не ведёт.
Таким образом, мой промежуточный вывод пока что такой. С вероятностью почти стопроцентной могу утверждать, что ни в одном Ноктюрне Шопена не встречается "транспозиция рефрена". За прочие шопеновские сочинения не поручусь, но и там такого не припомню. По крайней мере, из "хитовых" его вещей. И вообще, подобный приём скорее я бы искал или у авторов более позднего времени, либо у мыслящих более неклассично (скажем, у Шумана или Листа). Но в целом на мой взгляд "механизм огнеметания ифритов мало изучен и вряд ли будет изучен лучше, так как никому не нужен" (Машенька, прости за неточную цитату из твоей любимой книги).
Эх, яблочко, здесь важны слова. Я красиво говорил, цицеронствовал.
- Till
- Умница-консерваторец
- Сообщения: 2914
- Стаж: 14 лет 2 месяца
- Заходил(а): 26.03.2024 00:54
- Откуда: Ленинград
- Благодарил (а): 39 раз
- Поблагодарили: 39 раз
Re: Конец эпохи романтизма (выложено на сайт)
Далее. "Подиезно" и "побемольно" не имеют специфического значения или скрытого смысла (если пытаться найти аналогию к буквенному тексту, то будет что-то вроде "поточечно" или даже "подиакритично", что, сами понимаете, не очень логично).
Что же касается прочих реалий в тексте песни, то все они встречаются в шопеновской Фантазии фа минор, а некоторые (тот же тетрахорд) - также и в Ноктюрне фа минор. Моя гипотеза - что основой для текста Автора послужила некая аннотация к Фантазии фа минор (или фрагмент из книги о ней же), но пока что я не нашёл первоисточника.
Конкретно о терминах.
Тетрахорд - да, формально это совокупность четырёх соседних звуков, входящих в звукоряд некоей тональности. В данном же контексте имеется в виду совершенно конкретные четыре звука - нисходящий тетрахорд от первой к пятой ступени. То, что он именно фа минорный - говорит только о том, что находится в произведении, написанном в тональности фа минор, и больше ни о чём. То есть речь о следующих звуках: фа, ми-бемоль, ре-бемоль, до. Вот как это звучит:
А вот, скажем, начало Фа минорного Ноктюрна Шопена, в котором опора на сей оборот отлично прослушивается в мелодии:
О чём это говорит? Об одной важной вещи. Дело в том, что такой оборот - весьма распространённый в "бытовой" музыке "мем". Конечно, не совсем "любовь-кровь", но в целом механика воздействия примерно такая. Особенно часто он встречается в испанских "жестоких" романсах, да и солидная часть фламенко (кстати, и в "Мечтательном пастухе" тоже) построена на нём (из-за этого иногда в профессиональном сленге музыковеды именуют его "испанским тетрахордом"), но и в бытовых жанрах других стран он тоже весьма частый гость. В этом смысле важно то, что Шопен, небезосновательно считающийся символом романтической утончённости и "рафинированности", с технической точки зрения, выражаясь метафорами Цветаевой, "выращивает" свои "стихи" из самого натурального "сора", растущего под ногами.
Что же касается прочих реалий в тексте песни, то все они встречаются в шопеновской Фантазии фа минор, а некоторые (тот же тетрахорд) - также и в Ноктюрне фа минор. Моя гипотеза - что основой для текста Автора послужила некая аннотация к Фантазии фа минор (или фрагмент из книги о ней же), но пока что я не нашёл первоисточника.
Конкретно о терминах.
Тетрахорд - да, формально это совокупность четырёх соседних звуков, входящих в звукоряд некоей тональности. В данном же контексте имеется в виду совершенно конкретные четыре звука - нисходящий тетрахорд от первой к пятой ступени. То, что он именно фа минорный - говорит только о том, что находится в произведении, написанном в тональности фа минор, и больше ни о чём. То есть речь о следующих звуках: фа, ми-бемоль, ре-бемоль, до. Вот как это звучит:
А вот, скажем, начало Фа минорного Ноктюрна Шопена, в котором опора на сей оборот отлично прослушивается в мелодии:
О чём это говорит? Об одной важной вещи. Дело в том, что такой оборот - весьма распространённый в "бытовой" музыке "мем". Конечно, не совсем "любовь-кровь", но в целом механика воздействия примерно такая. Особенно часто он встречается в испанских "жестоких" романсах, да и солидная часть фламенко (кстати, и в "Мечтательном пастухе" тоже) построена на нём (из-за этого иногда в профессиональном сленге музыковеды именуют его "испанским тетрахордом"), но и в бытовых жанрах других стран он тоже весьма частый гость. В этом смысле важно то, что Шопен, небезосновательно считающийся символом романтической утончённости и "рафинированности", с технической точки зрения, выражаясь метафорами Цветаевой, "выращивает" свои "стихи" из самого натурального "сора", растущего под ногами.
Эх, яблочко, здесь важны слова. Я красиво говорил, цицеронствовал.
- Till
- Умница-консерваторец
- Сообщения: 2914
- Стаж: 14 лет 2 месяца
- Заходил(а): 26.03.2024 00:54
- Откуда: Ленинград
- Благодарил (а): 39 раз
- Поблагодарили: 39 раз
Re: Конец эпохи романтизма (выложено на сайт)
Триоли - штука довольно простая. Формально это вид ритмического деления, когда одна доля делится не на две одинаковых длительности, а на три. Проделайте такое упражнение: шагайте с равномерной скоростью и приговаривайте на каждый шаг: "пиво, пиво, пиво, пиво...". Это стандартное ритмическое деление. А теперь шагайте с той же скоростью, но приговаривайте: "водочка, водочка, водочка, водочка...". Это триоли. (Если что - это не моё изобретение. Незапамятной давности рецепт оркестрантов Ленинградской Филармонии).
Фишка в том, что когда разные виды ритмического деления встречаются попеременно - это способствует ощущению романтической "свободы", "незапрограммированности" ритма. И, кстати, весьма благоприятствует той самой технике "ритмической свободы правой руки", о которой я говорил в связи с особенностями звучания рояля у Шопена.
Можете сравнить в данной записи фа минорного Ноктюрна начальный фрагмент и аналогичный ему фрагмент примерно на 1:20:
Кстати, в этой же записи при желании можно насладиться и секвенцией, приходящей в неожиданный до мажор, он же Це-дур (она находится на 0:50). Ну, секвенцию объясняли уже неплохо. Упрощённо говоря, это небольшой мелодический оборот, последовательно воспроизводящийся от разных звуков (или с повышением, как в данном случае, или с понижением). С одной стороны, сама по себе секвенция может быть элементом инерции композиторского мышления (особенно часто она встречается в инструктивной литературе. Практически все хрестоматийные пианистические упражнения Ганона, коими мучали начинающих пианистов весь конец 19 века и первую половину 20 (слава богу, они давно вышли из арсенала педагогов) построены на секвенциях), с другой - секвенция может быть мощным средством "раскрыть новые горизонты", неожиданно привести мелодию совсем не туда, куда, казалось, она идёт (именно это и делает Шопен).
Фишка в том, что когда разные виды ритмического деления встречаются попеременно - это способствует ощущению романтической "свободы", "незапрограммированности" ритма. И, кстати, весьма благоприятствует той самой технике "ритмической свободы правой руки", о которой я говорил в связи с особенностями звучания рояля у Шопена.
Можете сравнить в данной записи фа минорного Ноктюрна начальный фрагмент и аналогичный ему фрагмент примерно на 1:20:
Кстати, в этой же записи при желании можно насладиться и секвенцией, приходящей в неожиданный до мажор, он же Це-дур (она находится на 0:50). Ну, секвенцию объясняли уже неплохо. Упрощённо говоря, это небольшой мелодический оборот, последовательно воспроизводящийся от разных звуков (или с повышением, как в данном случае, или с понижением). С одной стороны, сама по себе секвенция может быть элементом инерции композиторского мышления (особенно часто она встречается в инструктивной литературе. Практически все хрестоматийные пианистические упражнения Ганона, коими мучали начинающих пианистов весь конец 19 века и первую половину 20 (слава богу, они давно вышли из арсенала педагогов) построены на секвенциях), с другой - секвенция может быть мощным средством "раскрыть новые горизонты", неожиданно привести мелодию совсем не туда, куда, казалось, она идёт (именно это и делает Шопен).
Эх, яблочко, здесь важны слова. Я красиво говорил, цицеронствовал.
- Till
- Умница-консерваторец
- Сообщения: 2914
- Стаж: 14 лет 2 месяца
- Заходил(а): 26.03.2024 00:54
- Откуда: Ленинград
- Благодарил (а): 39 раз
- Поблагодарили: 39 раз
Re: Конец эпохи романтизма (выложено на сайт)
Вводный септаккорд. Пользуясь случаем, хочу уточнить правописание. Обычно в этом слове не принято ставить дефис (хотя, конечно, всякое случается. Но среди музыкантов подобное написание считается дилетантизмом).
Не буду вдаваться в дебри гармонии, не стоит оно того. Вводным септаккордом называется аккорд, известный гитаристам как (применительно к до мажору) Bdim7 или же Bум7 (на всякий случай, в силу разных традиций нотации: под "В" в данном случае подразумевается си-бекар). Вот как он звучит (для наглядности вставил его между двух до мажорных трезвучий): В силу своего особого звучания, а также других причин (повторяюсь, позвольте не читать полный курс гармонии) сей аккорд ещё со времён Ренессанса часто применяется для изображения внезапного ужаса или чего-то подобного (или, как шутил один замечательный профессор Московской Консерватории, "если в опере звучит вводный септаккорд, кто-то из героев не доживёт до конца акта"). Применительно к 19 веку подобное его применение было уже жутким штампом - но от заштампованности художественные средства не вовсе теряют в действенности, вот в чём дело. Хотя, конечно, сфера применения "уменьшённого вводного" или же "дважды уменьшённого" (это всё синонимы, хотя и не стопроцентно точные) гораздо шире. Кстати, у него есть одна совершенно замечательная особенность. В силу своей структуры он во всех тональностях - чуть-чуть инородное тело, и одновременно к любой тональности имеет чуть-чуть отношения. Следовательно, это незаменимый аккорд для неожиданных переходов в другие тональности, создающие свои, неповторимые, а порой и фантастические окраски музыкальной "ткани". Так что для романтизма - очень даже востребованная штука...
Не буду вдаваться в дебри гармонии, не стоит оно того. Вводным септаккордом называется аккорд, известный гитаристам как (применительно к до мажору) Bdim7 или же Bум7 (на всякий случай, в силу разных традиций нотации: под "В" в данном случае подразумевается си-бекар). Вот как он звучит (для наглядности вставил его между двух до мажорных трезвучий): В силу своего особого звучания, а также других причин (повторяюсь, позвольте не читать полный курс гармонии) сей аккорд ещё со времён Ренессанса часто применяется для изображения внезапного ужаса или чего-то подобного (или, как шутил один замечательный профессор Московской Консерватории, "если в опере звучит вводный септаккорд, кто-то из героев не доживёт до конца акта"). Применительно к 19 веку подобное его применение было уже жутким штампом - но от заштампованности художественные средства не вовсе теряют в действенности, вот в чём дело. Хотя, конечно, сфера применения "уменьшённого вводного" или же "дважды уменьшённого" (это всё синонимы, хотя и не стопроцентно точные) гораздо шире. Кстати, у него есть одна совершенно замечательная особенность. В силу своей структуры он во всех тональностях - чуть-чуть инородное тело, и одновременно к любой тональности имеет чуть-чуть отношения. Следовательно, это незаменимый аккорд для неожиданных переходов в другие тональности, создающие свои, неповторимые, а порой и фантастические окраски музыкальной "ткани". Так что для романтизма - очень даже востребованная штука...
Эх, яблочко, здесь важны слова. Я красиво говорил, цицеронствовал.
- Till
- Умница-консерваторец
- Сообщения: 2914
- Стаж: 14 лет 2 месяца
- Заходил(а): 26.03.2024 00:54
- Откуда: Ленинград
- Благодарил (а): 39 раз
- Поблагодарили: 39 раз
Re: Конец эпохи романтизма (выложено на сайт)
И, наконец, Ференц Лист, Соната си минор . Вот здесь авторская ирония достигает высокой степени полёта.
Позволю себе процитировать фрагменты моей лекции по истории музыки:
Соната си минор - как раз одно из произведений, где листовская техника монотематизма раскрывается во всей красе.
Сие позволяет мне сделать два возможных вывода о контексте Автора:
1. Не исключено, что Автор ссылается на некий пример (возможно, обобщённый), где обалдуй-музыковед предпочёл не разобраться в вопросе по существу, а действовал по принципу: "сколько я, оказывается, умных слов знаю!" - и бездумно привёл тот же "монотематизм", никак не объяснив его сути
2. Этот момент чуть тоньше. Тонкая конструктивная работа с музыкальным материалом несёт в себе опасность утраты непосредственности, живого музыкального обаяния, превращения музыки в конструктив. К Листу это совершенно неприменимо - но в академической музыке 20 века примеров сего, увы, гораздо больше, чем хотелось бы... Не исключено, что Автор вольно или невольно иронизирует и в этом "направлении" тоже.
Позволю себе процитировать фрагменты моей лекции по истории музыки:
Сие позволяет мне сделать два возможных вывода о контексте Автора:
1. Не исключено, что Автор ссылается на некий пример (возможно, обобщённый), где обалдуй-музыковед предпочёл не разобраться в вопросе по существу, а действовал по принципу: "сколько я, оказывается, умных слов знаю!" - и бездумно привёл тот же "монотематизм", никак не объяснив его сути
2. Этот момент чуть тоньше. Тонкая конструктивная работа с музыкальным материалом несёт в себе опасность утраты непосредственности, живого музыкального обаяния, превращения музыки в конструктив. К Листу это совершенно неприменимо - но в академической музыке 20 века примеров сего, увы, гораздо больше, чем хотелось бы... Не исключено, что Автор вольно или невольно иронизирует и в этом "направлении" тоже.
Эх, яблочко, здесь важны слова. Я красиво говорил, цицеронствовал.
- Till
- Умница-консерваторец
- Сообщения: 2914
- Стаж: 14 лет 2 месяца
- Заходил(а): 26.03.2024 00:54
- Откуда: Ленинград
- Благодарил (а): 39 раз
- Поблагодарили: 39 раз
Re: Конец эпохи романтизма (выложено на сайт)
Так. Ну, кажется, долг возвращён, хотя и запоздало. Тогда остаётся только последнее. Не уверен, что моё фрагментарное изложение материала в предыдущих постах не вызвало деликатных вопросов в том, "а зачем это всё-таки надо", особенно в свете Авторской позиции по разбираемой песне. Мне всё-таки хотелось бы привести пример, как анализ музыки помогает в ней отыскать новые смыслы. Волею случая, первая лекция, которую мне пришлось провести на удалёнке, была как раз по Шопену. Воспользуюсь ситуацией...
Спасибо всем, кто смог это осилить. Извините...
Эх, яблочко, здесь важны слова. Я красиво говорил, цицеронствовал.
- Елена
- Просто Оптимистка
- Сообщения: 11014
- Стаж: 16 лет 4 месяца
- Заходил(а): Вчера 15:57
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 590 раз
- Поблагодарили: 270 раз
Re: Конец эпохи романтизма (выложено на сайт)
Нет слов. Убита, растоптана, уничтожена.
Поняла, как слабо я разбираюсь во всём этом. Вернее, совсем не разбираюсь. Это прямо таки диссертация какая- то...
С другой стороны, в плане самооправдания и самоутверждения щас как забабахаю вам лекцию по физиологии, патфизиологии и биохимии. Хочете? Нет, боитеся! Не бойтесь, не буду! Все равно до сашиного уровня не поднимусь. Саша, блестяще!
Поняла, как слабо я разбираюсь во всём этом. Вернее, совсем не разбираюсь. Это прямо таки диссертация какая- то...
С другой стороны, в плане самооправдания и самоутверждения щас как забабахаю вам лекцию по физиологии, патфизиологии и биохимии. Хочете? Нет, боитеся! Не бойтесь, не буду! Все равно до сашиного уровня не поднимусь. Саша, блестяще!
Последний раз редактировалось Елена 18.04.2022 00:09, всего редактировалось 1 раз.
О,нищее племя, коллеги-врачи...
- Мария Н
- Тургеневская девушка
- Сообщения: 10138
- Стаж: 11 лет 8 месяцев
- Заходил(а): 28.10.2023 22:14
- Откуда: Липецк
- Благодарил (а): 627 раз
- Поблагодарили: 162 раза
Re: Конец эпохи романтизма (выложено на сайт)
Александр, партия Вас не забудет! Информации на пару гигабайтов!
Но, как сказал Маркиз де Сад Захер-Мазоху:
«Ну, имейте же терпение, мой друг!»
«Ну, имейте же терпение, мой друг!»