Короче, по сути, это не комментарий, а просто мысли. Строго не судите. Авторский текст курсивом, цитаты выделены синим
Обзорный анализ песни Т. С. Шаова «Гражданский пафос»
Эпиграф. Оттого у нас бардак, произвол и скотство, что Сусанины сидят в нашем руководстве… (Н. Джигурда, 1986)
Определение названия произведения
Из теория риторики. Понятие «пафос»Пафос. (от греч. páthos — страдание, чувство, страсть), воодушевление, восторженность, подъём.
http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=11 ... hapt2a.htm
Гражданский пафос - особый вид пафоса. Почетное и постыдное, оправдание и обвинение, благо и зло применяются только в гражданском пафосе. Но за пределами этих трех видов речей возможны и другие виды пафоса, например, соблазн, любовь, учительство, семейственность и т. п., в которых гражданский пафос неуместен, а действуют другие виды пафоса.
В контексте песни понятие воспринимается мной, как грустная ирония ТСШ.
Введение. «Из вечных ценностей – один закон Кулона…»
Отношение власти, «элиты» к собственному народу в России часто является определяющим для психологического состояния всего общества. Поскольку прибавочный продукт у нас по вполне объективным причинам создается с большим трудом, нежели в Европе, то и средств на обслуживание «элит» страна может выделить поменьше. Поэтому ответственная власть просто обязана действовать не только в личных интересах. Целью государства должно быть не только и не столько самосохранение, но и правильное геополитическое позиционирование страны, защита от внешней угрозы, развитее экономики, образования, внедрение идеологии, соответствующей реалиям. Короче, власть должна соответствовать задачам, стоящим перед страной. Но так было далеко не всегда. Когда у власти находились хозяева высокого уровня, страна развивалась, когда руководитель давал элите озоровать, то приходил «золотой век дворянства», гремело во всех парадных залах «гром победы, раздавайся» (Гражданский пафос) а когда сменивший её Павел провёл ревизию, оказалось, что армия вооружена пушками, сделанными ещё при Петре I. Да и дефицит бюджета был колоссальный. А простой люд эксплуатировался по максимуму. Иногда честный и справедливый царь имел желание ограничить обнаглевшую элиту, но отсутствие у властителя помощников может загубить самые лучшие начинания. Его «соратники» — сформировавшаяся в прошлые царствования дворянская элита — не только противились его начинаниям, но пошли на прямое устранение не устроившего их правителя. А заодно было создано о нём превратное мнение как о государе без царя в голове. Еще хуже, когда к власти приходят временщики, для которых собственный народ – балласт, лишние «издержки». Оценивать деятельность высшей власти можно и нужно не по заявлениям, призывам и праздникам, а лишь по тому, насколько в результате её действий страна продвинулась в избранном направлении, то есть, насколько качественно власть осуществляла управление.
Ш. Кулоном выведен важнейший принцип научного исследования: стремясь обнаружить ту или иную закономерность, следует иметь достаточную точность (объём информации), но не излишнюю, ибо её превышение помешает обнаружению закономерности из за маскирующих её «шумов». «Метод Кулона» применим также для оценки любой социальной практики. Например, вы хотите понять, хорошо или плохо работал некий государственный деятель. Если учитывать количество проведённых им заседаний, прочитанных писем, внесённых законопроектов, поездок за границу и встреч «с людьми» по обсуждению реформ, чёткую оценку не получишь. Если же избавиться от «шумов» и увидеть, что за срок его руководства средняя продолжительность жизни в стране снизилась с 70 до 59 лет, – сразу становится ясным, каковы были его реформы, и что он за «деятель».
Личное впечатление о герое песни, от которого ведется монолог. Герой – образованный, но ленивый человек, со слабым характером, этакий «лишний человек», Обломов XXI века, не допущенный к «трубе». Возможно, проживает не в центральных городах, где найти свое место в быстроизменяющихся условиях все-таки попроще. Вот и стал он «тихим пьяницей», «философом» от дивана. Вероятно, живёт один, посему дом его, запущенный донельзя, стал приютом для старых друзей, пристанищем для попоек. Но это так разгулялось моё воображение.
Гражданский пафос
[i]Наполнен пафосом гражданским, Лежишь, бывало, на тахте, Ворчишь, что люди, мол, не те... Где [color=#0000FF]граф Суворов, князь Пожарский[/color]?[/i] |
[i]Глотнёшь с утра стакан отравы, Вздохнёшь: «В упадке нынче нравы». Кругом [color=#0000FF]мздоимцы[/color] и жульё, Один я честный, ё-моё.[/i] |
[i]Страны пределы беспредельны, В её пределах – [color=#0000FF]беспредел[/color]. Кто [color=#0000FF]рыбку съел[/color], кто в кресло сел – Все остальные [color=#0000FF]пролетели[/color].[/i] |
[i]Но вновь отсель [color=#0000FF]грозим мы шведу[/color], А также прочему соседу – [color=#0000FF]Ливонцам, шляхте да хохлам[/color] – Хоть те уже не по зубам.[/i] |
[i]Служивый люд опять торочит [color=#0000FF]Собачьи головы[/color] к седлу. Несут поганую [color=#0000FF]метлу[/color] Для тех, кто [color=#0000FF]честно жить не хочет[/color].[/i] |
[i]Лишь скоморохи да шуты Покуда открывают рты.[/i] |
[i][color=#0000FF]А что же государь?[/color] Ужели Он весь в плену прекрасных [color=#0000FF]грёз[/color]? Ужель не видит, в самом деле, Что [color=#0000FF]все качели погорели[/color]? Что [color=#0000FF]ясный месяц черт унёс[/color]? [color=#0000FF]«Quo vadis, Caesar?»[/color] – вот вопрос.[/i] |
[i]Вельможи вкруг его теснятся, Не то, чтоб любят, но боятся. Все [color=#0000FF]бить челом[/color] ему спешили, Пока чело им не набили.[/i] |
[i]Он вперил взор в пресветлы дали, Простёр [color=#0000FF]десницу[/color], как крыло, И думы тяжкие печалят Его высокое чело.[/i] |
И тоже латами бряцает.
Темно в [color=#0000FF]Михаиловском замке[/color], Но снова слышатся слова: «При мне всё будет как при бабке...»[/i] |
А нам к окладу бы прибавки.
Как говорится, были б бабки,
А там, хоть не расти трава.
А нам на брата по полбанки
И там хоть не расти трава.
[color=#0000FF]Свобода[/color], даденная сверху, Куда-то вверх и утекла. [color=#0000FF]Что остаётся человеку? Да штоф зелёного стекла![/color][/i] |
Черпать нам силы в алкоголе,
Былые годы поминать
И ностальгически икать?
Садится солнышко тихонько. Крестьянка нянчит пострелёнка: «Усни, Ванюша, баю-бай, Не то гляди, придёт из леса Лицо кавказского замеса, Утащит в свой [color=#0000FF]Бахчисарай[/color], Утащит в свой Бахчисарай».[/i] |
В Бахчисарай утащит свой.
Сидишь упитый и сердитый, Свои небритые [color=#0000FF]ланиты[/color] Зажав задумчиво в горсти. [color=#0000FF]Сенека, Господи прости[/color].[/i] |
[i]И смежив залитые [color=#0000FF]вежды[/color], С хандрой и скукой на уме Бурчишь: «[color=#0000FF]Жамэ[/color], месье, жамэ», Что означает «нет надежды».[/i] |
Что означает «нет надежды».
[i]Но чу, я слышу колокольчик. Там мчит друзей моих возок. Кричат «Ура» и рожи корчат, Зашли – и пробки в потолок.[/i] |
[i]Средь пира вспомню я печально: «А что ж отчизна, милый край?» А мне отвечают: «С отчизной будет всё нормально, Ты, знай, закусывай давай».[/i] |
[i]С отчизной будет всё нормально, Ты, знай, закусывай давай.[/i] |
Вместо заключения
...и надо бы
Громам греметь оттудова
Кровавым лить дождям
А всё вином кончается... (Н. Некрасов)
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат. (А. Блок)
"Интеллигенция - пустоцвет нации" - из спектакля "10 дней, которые потрясли мир" по Дж. Риду (театр на Таганке)
Sapienti sat — умному достаточно (лат.)