Конец эпохи романтизма (выложено на сайт)

Комментарии и аккорды к песням Тимура Шаова
Forum rules
Данный форум предназначен для написания и обсуждения аккордов и комментариев к песням Автора. Комментарии к каждой песне обсуждаются в отдельной теме. Конечная цель каждого обсуждения - публикация на сайте http://www.shaov.net.
User avatar
Мария Н
Тургеневская девушка
Posts: 10123
Registered for: 10 years 4 months
Last visit: 11.11.2022 18:54
Location: Липецк
Has thanked: 591 times
Been thanked: 161 times

Re: "Конец эпохи романтизма"

Post by Мария Н »

Посмотрела отчёты. Вообще да, даже на премьерах диска она уже не исполнялась. А до осени 12-го года меня тут не было, и я, соответственно, ни за чем не следила. Знала только, что есть такой Тимур Шаов...


Но, как сказал Маркиз де Сад Захер-Мазоху:
«Ну, имейте же терпение, мой друг!»
:maria:
User avatar
Юлия
Cторонник учения ФЕН ШАО
Posts: 3221
Registered for: 15 years 10 months
Last visit: Yesterday 00:41
Location: Москва
Has thanked: 699 times
Been thanked: 285 times

Re: "Конец эпохи романтизма"

Post by Юлия »

[url=http://shaov.net/forum/viewtopic.php?p=239155#p239155]31-10-2017, 01:56[/url] » olira wrote: Но на диске-то она есть! То есть все, кто диск купил или скачал, эту песню слышал. И мало ли что Тимур не исполняет или редко исполняет на концертах, это не свидетельствует о том, что песня неудачная, просто не концертная, сложная в исполнении. И к этой песне комментарии как раз нужны, ибо непонятных терминов очень много.
Да я вовсе не против, чтобы комментарии были. И, уж тем более, вовсе не считаю песню неудачной. Наоборот, она мне очень нравится. И мне очень жаль, что Тимур её не исполняет на концертах. И очень досадно, что прошло уже много лет с момента написания песни, а комментарии никак не выкладываются на сайт, хотя они практически готовы.


User avatar
ppd
Site Developer
Site Developer
Posts: 7148
Registered for: 14 years 8 months
Last visit: Today 04:42
Location: Шизино
Has thanked: 4 times
Been thanked: 242 times

Re: "Конец эпохи романтизма"

Post by ppd »

Ратующие за комментарий, настаивают, КМК, именно на том, что Автор в этой песне высмеивает. Поэтому размещение такого развернутого комментария, объясняющего всё и вся, на сайте будет выглядеть, по крайней мере, нелепо.
Тимур Шаов на концерте в Fair Lawn 18 сентября 2011г. говорил( wrote:http://shaov.net//video/NEW_SONGS/9-18-11-3.avi
Здесь непосредственно перед исполнением Шаов цитирует афоризм Черномырдина: «У кого руки чешутся — чешите в другом месте!»
Ushwood 18.12.2011 21:25 Re: Концерт 17 декабря 2011 в ЦДХ wrote:Т.Шаов: «Следующая песня, тоже из незаписанных, называется «Конец эпохи романтизма». (дальше – рассказ про научно-популярные фильмы по ВВС, которые объясняют все на свете – а зачем?)


User avatar
Долгорукий
каЮр
Posts: 3196
Registered for: 16 years 4 months
Last visit: 15.11.2022 21:25
Location: Днепр, Страна Свободы
Has thanked: 657 times
Been thanked: 162 times

Re: "Конец эпохи романтизма"

Post by Долгорукий »

Ну что ж. Конец эпохи комментирования, значит конец.


Луна есть шар, азот есть газ, а ноль на ноль равно нолю.
А чувства — просто ток в мозгу...
User avatar
ppd
Site Developer
Site Developer
Posts: 7148
Registered for: 14 years 8 months
Last visit: Today 04:42
Location: Шизино
Has thanked: 4 times
Been thanked: 242 times

Re: "Конец эпохи романтизма"

Post by ppd »

Предлагается такой вариант:

Текст песни Комментарий
«Луна загадочная шьёт узор на океанской ткани…» —
Так написал один поэт — но это чушь и ерунда!
Луна есть спутник, просто шар. Что там загадочного? Камни?!
И в океане ткани нет, а есть солёная вода.
Нас на арапа не возьмёшь, на красоту, на романтизм:
Луна есть шар, азот есть газ, а ноль на ноль равно нолю.
А чувства — просто ток в мозгу, электроимпульс, гальванизм.
Вот так проскочит электрон — Онегин: «Ах, я вас люблю!»
Рациональный человек — он видит суть вещей, натуру.
Романтик крыльями трещит: «Любовь, Джульетта, райский сад!»
Прагматик видит всё как есть: козла, кокетливую дуру…
Да и вообще, что есть любовь на сей рациональный взгляд?

(А вот что:)
Вот самец почуял вдруг существо другого пола,
У него тестостерон уже булькает в зобу,
А наличие в крови полпромилле этанола
Растормаживает мозг и снимает все табу.
У него гипергидроз, у неё тахикардия,
В кровь идёт окситоцин, возбудимость возросла,
Допамин, серотонин вызывают эйфорию,
Депонируется кровь в кавернозные тела.
Копуляция — процесс, прямо скажем, тривиальный:
Нейрогуморальный всплеск, вожделенье, так сказать.
Дальше — фрикций череда, «Oh my god!», аккорд финальный,
Рефрактерность — и упрёк, типа: «А поцеловать?»

Кстати, что есть поцелуй, так сказать, с позиций дарвинизма?
С красною каймою губ кратковременный контакт.
А там ведь герпес, стрептококк — никакого романтизма.
Вот вам вся ваша любовь. Извиняйте, что не так!

Любовь, любовь, романтика…
Это химия, брат, математика!

Июльский день, терраса, плющ, в тени белеет колоннада,
Немного фруктов и маслин, кувшин холодного вина.
Здесь пишет небольшой портрет большой романтик Леонардо.
У донны Лизы Герардини немного затекла спина.
Да, вот Джоконда: идеал, она божественна с избытком,
Image
Какой колор, полутона! Сфумато — он это любил.
Но вот слегка навыкате глаза — сдается мне, тут щитовидка:
Припухлость шеи, нервный рот… Ей надо пить мерказолил!
У рубенсовских у Венер вторая степень ожиренья,
Image
А глазуновский персонаж, напротив, тощ и измождён —
Image
Туберкулез, а, может, тиф. Ну, видно то, что нет спасенья.
Во всём, во всём пытливый взгляд найдет изъян, воткнёт пистон.

Или вот: концертный зал, Фредерик Шопен, ноктюрны.
Все внимания полны: вот завязка, вот рефрен.
Не галдят, попкорн не жрут. Что сказать, народ культурный,
Шопенеют от души: «Ах, Шопен!» — А что Шопен?
А возьми-ка стервеца, да разложи его по нотам,
Подиезно разнеси, побемольно раскатай,
С калькулятором пройдись ты по всем этим красотам…
Всё ж понятно, cкучно всё, просто, как щенячий лай.
Фа-минорный тетрахорд не новость в мировой культуре.
Тут вот — вводный септ-аккорд, там — триоли слегонца,
Выход в си-бемоль минор, потом секвенция в це-дуре,
Транспонировал рефрен — и ламца-дрица-гоп-ца-ца!

Среди пишущей братвы тьма таких же акробатов.
Вот сонату си-минор писал два года Ференц Лист,
А информации-то в ней — всего на пару мегабайтов.
«Это ж просто ерунда!» — скажет всякий программист.

Ах, музыка, романтика…
Это физика, брат, математика!

Вот подрастает молодняк с ухваткой римского тарана,
И нам, потешным байронам, дают совет: «Хорош трындеть!».
Это гуманистический посыл — нас посылают, но гуманно.
Могли и шашкой рубануть — мы зря ругаем молодёжь!
Как тектонический процесс, проходит смена поколений,
И наш никчемный романтизм, возможно, не спалят дотла.
Но поколения грядут, которым, в общем-то, до фени
И божество, и вдохновенье, и бла-бла-бла, и все дела.

И божество, и вдохновенье
И бла-бла-бла-бла-бла-бла-бла.
Песня является пародией на научно-популярные фильмы и передачи, пытающиеся проверять разумом, точными расчётами то, что выражено чувствами. Примерно то, что в трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» названо фразой «…Поверил я алгеброй гармонию».

1) Из отчета о концерте Тимура Шаова 17 декабря 2011 в ЦДХ:
Т.Шаов: «Следующая песня, тоже из незаписанных, называется "Конец эпохи романтизма"». (дальше последовал рассказ про научно-популярные фильмы по ВВС, которые объясняют все на свете — а зачем?).

2)Запись с концерта Тимура Шаова 18 сентября 2011 в Fair-Lawn, USA



Редакция считает себя не вправе разъяснять медицинские и музыкальные термины, и предлагает читателям, при желании, сделать это самостоятельно.


взять на арапа — то же, что «брать на горло (на понт)»: пытаться оказать давление вместо того, чтобы убедить и объяснить толком. Здесь «арап» — искажённое древнерусское «ворОпъ»: налёт, набег.
полпромилле (от лат. pro mille — за тысячу — одна тысячная доля какого-либо числа; одна десятая процента; используется для обозначения количества тысячных долей чего-либо в целом) этанола (этиловый спирт с формулой C2H5OH) — концентрация алкоголя в крови от 0,5 до 1,5 промилле соответствует лёгкой степени опьянения.
Дарвин Чарльз (англ. Charles Robert Darwin, 1809-1882) — английский учёный, натуралист и путешественник, основатель теории эволюции, которую он развёрнуто изложил в книге «Происхождение видов».
Леонардо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, 1452-1519) — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis).
Рубенс Питер Пауль (нидерл. Pieter Paul Rubens, МФА: [ˈpitər 'pʌul 'rybə(n)s]; 28 июня 1577, Зиген — 30 мая 1640, Антверпен) — нидерландский (фламандский) живописец, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер.
Глазунов Илья́ Сергеевич (10 июня 1930, Ленинград — 9 июля 2017, Москва) — советский, российский художник-живописец, сценограф, педагог.
донна Лиза Герардини — считается, что знаменитая картина Леонардо да Винчи "Джоконда" или "Мона Лиза" (mona - сокращение от итал. "ma donna") является портретом Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо — флорентийского торговца шелками. Картина так и называлась «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо».
сфумато — (итал. sfumato — затуманенный, неясный, расплывчатый, от лат. fumus — дым, туман) — термин в живописи, введённый Леонардо да Винчи, обозначающий особую технику передачи полутонов, позволяющую добиваться смягчения очертаний фигур и предметов, чтобы передать окутывающий их воздух.
Шопен Фредерик Франсуа (фр. Frédéric François Chopin; польск. Fryderyk Franciszek Chopin, 1810-1849) — польский композитор и пианист-виртуоз, педагог. Яркий представитель романтизма в музыке.
Ференц Лист (Ferenz Liszt, 1811-1886) — венгерский композитор, пианист-виртуоз, дирижер, педагог, капельмейстер, музыкально-общественный деятель. Сыграл большую роль в развитии музыкального искусства XIX столетия.
Байрон Джордж Гордон (англ. George Gordon Byron (Noel), 6th Baron Byron, 1788-1824) — английский поэт-романтик. Дал начало романтическому течению в европейской литературе начала XIX века, которое впоследствии стали называть "байронизм".
гуманизм (от лат. humanus — человечный) — система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье.
могли и шашкой рубануть — изменённая фраза из анекдотов о гуманизме.
тектонический процесс — перемещение вещества земной коры в глубоких недрах под воздействием внутренней энергии Земли.
И божество, и вдохновенье — цитата из стихотворения А.С. Пушкина "К***" ("Я помню чудное мгновенье…"):
  • И сердце бьется в упоенье,
    И для него воскресли вновь
    И божество, и вдохновенье,
    И жизнь, и слезы, и любовь.


User avatar
Larisa
Дикий человек
Posts: 3797
Registered for: 12 years 7 months
Last visit: Today 07:32
Location: Одесса
Has thanked: 218 times
Been thanked: 119 times

Re: "Конец эпохи романтизма"

Post by Larisa »

Мне все же кажется, что первый комментарий на этой странице в посте Марии более полный и интересный. Вы, Павел, сократили все до самого минимума...


Говорю я Богу: «Отче,
Огради меня от прочих,
Оттоптали ноги, руки,
Тело, душу и мозги».
User avatar
Мария Н
Тургеневская девушка
Posts: 10123
Registered for: 10 years 4 months
Last visit: 11.11.2022 18:54
Location: Липецк
Has thanked: 591 times
Been thanked: 161 times

Re: "Конец эпохи романтизма"

Post by Мария Н »

Это опять-таки упирается в неразрешимый вопрос: нужны ли комментарии вообще и, если да, то какие?.. Поскольку ситуация зависла аж на четыре года, то пусть уж хоть какие-нибудь будут, что ли... :dou:


Но, как сказал Маркиз де Сад Захер-Мазоху:
«Ну, имейте же терпение, мой друг!»
:maria:
User avatar
ppd
Site Developer
Site Developer
Posts: 7148
Registered for: 14 years 8 months
Last visit: Today 04:42
Location: Шизино
Has thanked: 4 times
Been thanked: 242 times

Re: "Конец эпохи романтизма"

Post by ppd »

Выложено на сайт.


User avatar
Юлия
Cторонник учения ФЕН ШАО
Posts: 3221
Registered for: 15 years 10 months
Last visit: Yesterday 00:41
Location: Москва
Has thanked: 699 times
Been thanked: 285 times

Re: Конец эпохи романтизма (выложено на сайт)

Post by Юлия »

Очень сложный комментарий к термину ТРАНСПОНИРОВАТЬ.

Транспонирование – это перенос мелодии в другую тональность, то есть на другую высоту. Используется, в основном, вокалистами с разным диапазоном голоса для исполнения одной и той же мелодии. (ИМХО)


User avatar
ppd
Site Developer
Site Developer
Posts: 7148
Registered for: 14 years 8 months
Last visit: Today 04:42
Location: Шизино
Has thanked: 4 times
Been thanked: 242 times

Re: Конец эпохи романтизма (выложено на сайт)

Post by ppd »

Транспонирования на сайте нет. Там комментарий с этой страницы.

Наткнулся у себя на запись концерта в ЦДХ 17 декабря 2011. Добавил аудиофрагмент с предисловием.


User avatar
Till
Умница-консерваторец
Posts: 2912
Registered for: 12 years 10 months
Last visit: 13.11.2022 13:20
Location: Ленинград
Has thanked: 27 times
Been thanked: 38 times

Re: Конец эпохи романтизма (выложено на сайт)

Post by Till »

"Не бывает слишком поздно, бывает уже не надо". Но всё-таки оставлю этот пост, из уважения к моему светлому Ангелу-хранителю на Форуме и за его пределами, а именно Машеньке Н. В свете последних обсуждений в теме размещение моих выкладок на сайте будет, видимо, неактуально, но, возможно, они пригодятся для чтения форумчанам. И - извините за возможное околоакадемическое занудство в теме, всё-таки мой преподавательский вузовский стаж уже перешагнул дюжину лет.
Преамбула-1. Для меня весьма интересным оказался вопрос, откуда, собственно, Автор вообще взял музыковедческие термины, которыми он оперирует в песне. Ибо часть из них - достаточно нестандартна (подробности ниже). Увы, безусловный первоисточник мне найти не удалось. Но кое-какие промежуточные выводы сделал.
Преамбула-2. Концепция Павла
ppd wrote: 06.11.2017 01:32 Ратующие за комментарий, настаивают, КМК, именно на том, что Автор в этой песне высмеивает. Поэтому размещение такого развернутого комментария, объясняющего всё и вся, на сайте будет выглядеть, по крайней мере, нелепо.
, в принципе, справедлива. Но, с другой стороны, я в силу своей профессиональной деятельности как раз именно этим (больше всего) и занимаюсь. Правда - очень важное "но" - я это делаю, адресуя профессионалам (мой студенческий контингент - будущие композиторы, дирижёры, звукорежиссёры, музыковеды). В "научпоп" попадаю редко. Но не могу не отметить, что многие мои коллеги сие делают безобразно, увы. Часто приходится встречать адресованное именно массовому любителю музыки цитирование профессиональной литературы (скажем, в программках концертов). Вот и получается - "Выход в си-бемоль минор, потом секвенция в це-дуре". Печально, в общем-то.
Ну, а теперь - попробуем начать.
Начнём с особенностей романтизма в музыке. Различные стилевые формации в разных видах искусства слегка не совпадают по времени, и если, скажем, в литературе романтизм начинается с 18 века - то до музыки всегда (ещё со Средневековья) всё доходило как до жирафа, посему романтизм в музыке обычно связывается уже с 19 веком. Вместе с тем, эстетические особенности романтизма в музыке те же, что и в прочем искусстве - интерес к личности конкретного человека, его внутреннему миру (это главное), а также интерес к интуитивному (не-логическому) постижению мира, к необычному - как в области фантастики, так и экзотики. Кстати: под экзотикой иногда могла подразумеваться собственная национальная культура художника, ежели она не находилась в европейском "мейнстриме", а посему 19 век - бурное развитие национальных школ в музыке, в том числе и в странах, на тот момент не значащихся в культурных гегемонах, а иногда и вообще не обладавших в то время собственной государственностью (1я половина 19 века - Германия, Польша, Венгрия, Россия, 2я половина 19 века - Чехия, Норвегия, Испания, рубеж веков - Финляндия, Дания... список изрядно неполон). Разумеется, музыка практически во всех упомянутых странах существовала и до 19 века, а часто были даже и собственные одарённые музыканты - но речь шла скорее о более или менее удачном копировании, скажем, итальянских образцов (конечно же, я сильно упрощаю картину. Но в целом так).
Начавшись как единое, тотальное и захватившее практически всех авторов музыкальное течение, уже во второй половине 19 века романтизм начал размываться и сочетаться с другими стилями: с реализмом (Бизе, Верди), с возвратом к классицизму (Брамс). А уж в начале 20 века стилистическая пестрота стала нормой... но всё же, по моему мнению, и импрессионизм, и экспрессионизм на свой лад - плоть от плоти романтизма. Хотя и с неизбежными излишествами.
Если упрощать картину, то романтизм как таковой практически не пережил Первой мировой войны. Период между двумя мировыми войнами можно охарактеризовать как антиромантические тенденции (тут в самом "анти" всё ещё жив первоначальный тезис). Ну, а вторая половина ХХ века - окончательное "решение романтического вопроса". "Последними романтиками" с большей или меньшей степенью условности называют двух авторов, несколько "задержавшихся в эстетике прошлого" - это Рихард Штраус (на всякий случай: автор "Так говорил Заратустра", с цитирования которого начинается "ЧтоГдеКогда". А также многого другого, конечно) и Сергей Рахманинов. Оба завершили свой творческий и жизненный путь в 40е годы ХХ века.
(продолжение следует)


Эх, яблочко, здесь важны слова. Я красиво говорил, цицеронствовал. :eda:
User avatar
Till
Умница-консерваторец
Posts: 2912
Registered for: 12 years 10 months
Last visit: 13.11.2022 13:20
Location: Ленинград
Has thanked: 27 times
Been thanked: 38 times

Re: Конец эпохи романтизма (выложено на сайт)

Post by Till »

Далее. Коль скоро романтизм претендовал на передачу нового содержания (интерес к личности как таковой) - он, естественно, должен был оперировать новыми средствами. Одно из следствий сего - появление новых жанров. Музыкальный жанр можно определить как "функцию, выраженную через форму", или, если совсем просто: 1) предназначение данного типа музыки, по крайней мере, исторически (под него плясать, праздновать рождение, отмечать праздник урожая, идти на войну, и т.п.); 2) связанные с этим формы выражения (скажем, для того или иного танца характерны те или иные движения - от музыки требуется соответствующий темп, ритм, структура, и т.п.).
Ноктюрн оказался жанром, чрезвычайно подходящим для романтизма - сама идея ("ночной" - а ночью всё по-другому, всё необычно (интерес к фантастике!), всё не так как днём и настраивает на мечтательный и даже метафизический лад. Ну, настраивало в 19 веке). "Первопроходцем" жанра ноктюрна обычно считают шотландца Джона Фильда (известного в русской истории музыки тем, что он был учителем Глинки, а также одним из крупнейших пианистов своего времени). Ну, а окончательного расцвета сей жанр действительно достиг у Шопена.
Шопен - А что Шопен? Шопен вот что:
1. Конечно, один из ярких представителей романтизма. В то же время - нет в нём шизанутой неуравновешенности многих его современников-романтиков (Шуман, Берлиоз, например), в этом смысле он куда более "классичен"
2. Поляк, это понятно. Удивительно сочетал в своём творчестве то, что сделало его одним из родоначальников польской музыкальной школы - и то, что сделало его художником общеевропейского масштаба.
3. Обращался практически только к фортепианной музыке (прочие произведения Шопена - пальцев одной руки хватит пересчитать, исполняют их редко, и главная их фишка - только в том, что сочинил их "сам Шопен"). Зато уж фортепиано вывел на совершенно новый уровень. Чем именно отличается звучание шопеновского рояля от более ранних вариантов (скажем, бетховенского) - я уж разбирать не буду, но поверьте, что отличия знаковые. Хотя нет, одну важную вещь скажу. Шопен первый додумался придать фортепианной музыке черты, которые культивировались веками в итальянском пении. А именно - чрезвычайно строгий (ритмически) аккомпанемент - и абсолютно свободную мелодию. Трудность исполнения Шопена для пианистов прежде всего в этом - сочетать, грубо говоря, строго играющую в ритме левую руку и свободно отклоняющуюся от метрических опор правую. Кстати: на мой взгляд, эту черту шопеновского пианизма с большим вкусом подхватили джазмены начала ХХ века, выдающие свои импровизации как бы абсолютно независимо от "сетки", но при этом на высшем уровне складывая всю композицию в абсолютно логичное единство.
4. Жанровый подбор творчества Шопена может быть сведён к трём категориям: 1) Новые романтические жанры (те же Ноктюрны, Этюды, Вальсы, Экспромты, а также, к слову, жанры "из национальной экзотики" - Полонезы и Мазурки); 2) Старые классицистские жанры (Сонаты, Скерцо, Рондо); 3) Жанры формально старые, но переосмысленные до неузнаваемости, поставленные в совершенно нестандартные условия (Прелюдии). При этом очень важно, что многие технические находки Шопена имеют слегка "скрытый" характер, они базируются не на неслыханных ранее сочетаниях звуков, а скорее на уже известных форумлах, но поставленных в нестандартные условия или сочетания
Друзья, простите за занудство, но это важно для дальнейшего.
(продолжение следует)


Эх, яблочко, здесь важны слова. Я красиво говорил, цицеронствовал. :eda:
User avatar
Till
Умница-консерваторец
Posts: 2912
Registered for: 12 years 10 months
Last visit: 13.11.2022 13:20
Location: Ленинград
Has thanked: 27 times
Been thanked: 38 times

Re: Конец эпохи романтизма (выложено на сайт)

Post by Till »

Завязка не является специфическим музыкальным термином, его толкование вполне совпадает с таковым же в прочих областях искусства и в жизни.
Рефрен - совсем другое дело. Его музыковедческое толкование практически однозначно (если не брать жанр песни, к которому данный контекст (Шопен!) отношения не имеет) - это ключевой эпизод в форме рондо.
Форма рондо - это чередование эпизодов, один из который (рефрен) попеременно сменяется другими, а затем возвращается. Если грубо ("на печеньках") - то после первой стопки водки у нас огурчик, после второй - селёдочка, после третьей - ещё что-то... Закусь чередуется, а главное содержание неизменно (на всякий случай: тревоги о печени беспочвенны, больше четырёх-пяти разных эпизодов в рондо бывает редко). Классический музыкальный пример формы рондо - увертюра к "Кармен", где основная тема (праздник в Севилье) чередуется с эпизодами (первый - будущий хор работниц сигарной фабрики, второй - будущие Куплеты тореадора).
Два очень важных "но" по теме обсуждения.
1. Форма рондо в целом относится к сложным формам ("сложная" - это, конечно, термин, а не оценочное суждение, но всё же), посему для Ноктюрнов Шопена (каковые, в сущности - миниатюры) весьма нехарактерна. Гораздо чаще она применяется для крупных произведений Шопена (в первую очередь приходят в голову Баллады и Фантазия фа минор)
2. Основной посыл рондо в том, что рефрен мыслится как максимально стабильный материал, а развитие материала осуществляется за счёт того, что он последовательно сопоставляется с разными контрастными материалами (разная "закусь"). Для классицистского (и романтического во многом тоже) технического мышления важный элемент этой стабильности - тональность. Именно поэтому рефрен практически всегда проходит в одной и той же тональности. Проведение рефрена в иной тональности ("транспонирование") - случай редкий и нестандартный. Пользуясь нашими аналогиями, это всё равно что вместо очередной стопки водки вдруг пропустить пивка. Непорядок, да и к стабильности не ведёт.
Таким образом, мой промежуточный вывод пока что такой. С вероятностью почти стопроцентной могу утверждать, что ни в одном Ноктюрне Шопена не встречается "транспозиция рефрена". За прочие шопеновские сочинения не поручусь, но и там такого не припомню. По крайней мере, из "хитовых" его вещей. И вообще, подобный приём скорее я бы искал или у авторов более позднего времени, либо у мыслящих более неклассично (скажем, у Шумана или Листа). Но в целом на мой взгляд "механизм огнеметания ифритов мало изучен и вряд ли будет изучен лучше, так как никому не нужен" (Машенька, прости за неточную цитату из твоей любимой книги).


Эх, яблочко, здесь важны слова. Я красиво говорил, цицеронствовал. :eda:
User avatar
Till
Умница-консерваторец
Posts: 2912
Registered for: 12 years 10 months
Last visit: 13.11.2022 13:20
Location: Ленинград
Has thanked: 27 times
Been thanked: 38 times

Re: Конец эпохи романтизма (выложено на сайт)

Post by Till »

Далее. "Подиезно" и "побемольно" не имеют специфического значения или скрытого смысла (если пытаться найти аналогию к буквенному тексту, то будет что-то вроде "поточечно" или даже "подиакритично", что, сами понимаете, не очень логично).
Что же касается прочих реалий в тексте песни, то все они встречаются в шопеновской Фантазии фа минор, а некоторые (тот же тетрахорд) - также и в Ноктюрне фа минор. Моя гипотеза - что основой для текста Автора послужила некая аннотация к Фантазии фа минор (или фрагмент из книги о ней же), но пока что я не нашёл первоисточника.
Конкретно о терминах.
Тетрахорд - да, формально это совокупность четырёх соседних звуков, входящих в звукоряд некоей тональности. В данном же контексте имеется в виду совершенно конкретные четыре звука - нисходящий тетрахорд от первой к пятой ступени. То, что он именно фа минорный - говорит только о том, что находится в произведении, написанном в тональности фа минор, и больше ни о чём. То есть речь о следующих звуках: фа, ми-бемоль, ре-бемоль, до. Вот как это звучит:
Фа минорный тетрахорд.mp3
А вот, скажем, начало Фа минорного Ноктюрна Шопена, в котором опора на сей оборот отлично прослушивается в мелодии:
Начало Ноктюрна.mp3
О чём это говорит? Об одной важной вещи. Дело в том, что такой оборот - весьма распространённый в "бытовой" музыке "мем". Конечно, не совсем "любовь-кровь", но в целом механика воздействия примерно такая. Особенно часто он встречается в испанских "жестоких" романсах, да и солидная часть фламенко (кстати, и в "Мечтательном пастухе" тоже) построена на нём (из-за этого иногда в профессиональном сленге музыковеды именуют его "испанским тетрахордом"), но и в бытовых жанрах других стран он тоже весьма частый гость. В этом смысле важно то, что Шопен, небезосновательно считающийся символом романтической утончённости и "рафинированности", с технической точки зрения, выражаясь метафорами Цветаевой, "выращивает" свои "стихи" из самого натурального "сора", растущего под ногами.
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.


Эх, яблочко, здесь важны слова. Я красиво говорил, цицеронствовал. :eda:
User avatar
Till
Умница-консерваторец
Posts: 2912
Registered for: 12 years 10 months
Last visit: 13.11.2022 13:20
Location: Ленинград
Has thanked: 27 times
Been thanked: 38 times

Re: Конец эпохи романтизма (выложено на сайт)

Post by Till »

Триоли - штука довольно простая. Формально это вид ритмического деления, когда одна доля делится не на две одинаковых длительности, а на три. Проделайте такое упражнение: шагайте с равномерной скоростью и приговаривайте на каждый шаг: "пиво, пиво, пиво, пиво...". Это стандартное ритмическое деление. А теперь шагайте с той же скоростью, но приговаривайте: "водочка, водочка, водочка, водочка...". Это триоли. (Если что - это не моё изобретение. Незапамятной давности рецепт оркестрантов Ленинградской Филармонии).
Фишка в том, что когда разные виды ритмического деления встречаются попеременно - это способствует ощущению романтической "свободы", "незапрограммированности" ритма. И, кстати, весьма благоприятствует той самой технике "ритмической свободы правой руки", о которой я говорил в связи с особенностями звучания рояля у Шопена.
Можете сравнить в данной записи фа минорного Ноктюрна начальный фрагмент и аналогичный ему фрагмент примерно на 1:20:

Кстати, в этой же записи при желании можно насладиться и секвенцией, приходящей в неожиданный до мажор, он же Це-дур (она находится на 0:50). Ну, секвенцию объясняли уже неплохо. Упрощённо говоря, это небольшой мелодический оборот, последовательно воспроизводящийся от разных звуков (или с повышением, как в данном случае, или с понижением). С одной стороны, сама по себе секвенция может быть элементом инерции композиторского мышления (особенно часто она встречается в инструктивной литературе. Практически все хрестоматийные пианистические упражнения Ганона, коими мучали начинающих пианистов весь конец 19 века и первую половину 20 (слава богу, они давно вышли из арсенала педагогов) построены на секвенциях), с другой - секвенция может быть мощным средством "раскрыть новые горизонты", неожиданно привести мелодию совсем не туда, куда, казалось, она идёт (именно это и делает Шопен).


Эх, яблочко, здесь важны слова. Я красиво говорил, цицеронствовал. :eda:
User avatar
Till
Умница-консерваторец
Posts: 2912
Registered for: 12 years 10 months
Last visit: 13.11.2022 13:20
Location: Ленинград
Has thanked: 27 times
Been thanked: 38 times

Re: Конец эпохи романтизма (выложено на сайт)

Post by Till »

Вводный септаккорд. Пользуясь случаем, хочу уточнить правописание. Обычно в этом слове не принято ставить дефис (хотя, конечно, всякое случается. Но среди музыкантов подобное написание считается дилетантизмом).
Не буду вдаваться в дебри гармонии, не стоит оно того. Вводным септаккордом называется аккорд, известный гитаристам как (применительно к до мажору) Bdim7 или же Bум7 (на всякий случай, в силу разных традиций нотации: под "В" в данном случае подразумевается си-бекар). Вот как он звучит (для наглядности вставил его между двух до мажорных трезвучий):
Вводный септаккорд.mp3
В силу своего особого звучания, а также других причин (повторяюсь, позвольте не читать полный курс гармонии) сей аккорд ещё со времён Ренессанса часто применяется для изображения внезапного ужаса или чего-то подобного (или, как шутил один замечательный профессор Московской Консерватории, "если в опере звучит вводный септаккорд, кто-то из героев не доживёт до конца акта"). Применительно к 19 веку подобное его применение было уже жутким штампом - но от заштампованности художественные средства не вовсе теряют в действенности, вот в чём дело. Хотя, конечно, сфера применения "уменьшённого вводного" или же "дважды уменьшённого" (это всё синонимы, хотя и не стопроцентно точные) гораздо шире. Кстати, у него есть одна совершенно замечательная особенность. В силу своей структуры он во всех тональностях - чуть-чуть инородное тело, и одновременно к любой тональности имеет чуть-чуть отношения. Следовательно, это незаменимый аккорд для неожиданных переходов в другие тональности, создающие свои, неповторимые, а порой и фантастические окраски музыкальной "ткани". Так что для романтизма - очень даже востребованная штука...
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.


Эх, яблочко, здесь важны слова. Я красиво говорил, цицеронствовал. :eda:
User avatar
Till
Умница-консерваторец
Posts: 2912
Registered for: 12 years 10 months
Last visit: 13.11.2022 13:20
Location: Ленинград
Has thanked: 27 times
Been thanked: 38 times

Re: Конец эпохи романтизма (выложено на сайт)

Post by Till »

И, наконец, Ференц Лист, Соната си минор . Вот здесь авторская ирония достигает высокой степени полёта.
Позволю себе процитировать фрагменты моей лекции по истории музыки:
spoiler
свободная форма - не только достоинство (можно "говорить всё, что хочешь"), но и источник проблем (произведение не должно "разваливаться", а должно, напротив, восприниматься как единое целое). Таким образом, свобода эта кажущаяся: Лист весьма точно выстраивает форму, но при этом создаётся впечатление свободного высказывания.
Принципы построения формы разные (иногда в основе - сонатная форма, как в "Прелюдах", иногда нечто вроде вариаций, иногда что-то ещё). Но один важный принцип упомянуть стоит. Это техника монотематизма.

Разберёмся с этим подробнее, ибо вопрос чрезвычайно важен - и сам по себе, и для лучшего понимания будущей эволюции музыкального языка. Итак, что же такое монотематизм?

Вспомним, как строится форма (скажем, та же сонатная) в классицистскую эпоху. Берётся две разные (более того - контрастные!) темы (в сонатной форме, напомню, они называются главной и побочной темами), каковые затем, после демонстрации себя в экспозиции, в разработке вступают в достаточно сложное взаимодействие, результат которого демонстрируется в репризе.

В чём же новаторство Листа? В том, что в целом сохраняя эти принципы (когда писал произведение в сонатной форме, конечно), он выводил обе темы (контрастные, иногда предельно контрастные) из одного и того же интонационного зерна. Каким образом? Ну, примерно как Шуман в "Карнавале" пишет пьесы, в каждой основываясь на одной и той же начальной интонации (A Es C H) - но при этом добиваясь принципиально разных характеров, настроений, движений... Но у Шумана это отдельные пьесы-миниатюры, замкнутые "внутри себя". У Листа же темы выполняют традиционные функции - демонстрируются, взаимодействуют между собой, и т.д.

Что это даёт? Две чрезвычайно важные вещи.
1. Поскольку темы происходят из одного интонационного "зерна", общее построение произведения приобретает дополнительный "запас прочности", цельности - что важно, учитывая, что форма провоцирует некоторую свободу высказывания
2. Темы принципиально разные (по характеру) - но при этом происходят из одного источника. Это ценнейшая находка для характерных коллизий романтизма - душевной раздвоенности. Скажем, вот в произведении есть, условно говоря, тема Фауста (ассоциирующаяся с этим героем по каким-то причинам - конкретику сейчас разбирать не будем, вариантов много) и тема Мефистофеля. Разные герои? Ещё какие. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что Мефистофель - ни что иное, как одна из сторон самого Фауста, только тщательно им скрываемая. Романтично? По-моему, ещё как...
Соната си минор - как раз одно из произведений, где листовская техника монотематизма раскрывается во всей красе.
Сие позволяет мне сделать два возможных вывода о контексте Автора:
1. Не исключено, что Автор ссылается на некий пример (возможно, обобщённый), где обалдуй-музыковед предпочёл не разобраться в вопросе по существу, а действовал по принципу: "сколько я, оказывается, умных слов знаю!" - и бездумно привёл тот же "монотематизм", никак не объяснив его сути
2. Этот момент чуть тоньше. Тонкая конструктивная работа с музыкальным материалом несёт в себе опасность утраты непосредственности, живого музыкального обаяния, превращения музыки в конструктив. К Листу это совершенно неприменимо - но в академической музыке 20 века примеров сего, увы, гораздо больше, чем хотелось бы... Не исключено, что Автор вольно или невольно иронизирует и в этом "направлении" тоже.


Эх, яблочко, здесь важны слова. Я красиво говорил, цицеронствовал. :eda:
User avatar
Till
Умница-консерваторец
Posts: 2912
Registered for: 12 years 10 months
Last visit: 13.11.2022 13:20
Location: Ленинград
Has thanked: 27 times
Been thanked: 38 times

Re: Конец эпохи романтизма (выложено на сайт)

Post by Till »

Так. Ну, кажется, долг возвращён, хотя и запоздало. Тогда остаётся только последнее. Не уверен, что моё фрагментарное изложение материала в предыдущих постах не вызвало деликатных вопросов в том, "а зачем это всё-таки надо", особенно в свете Авторской позиции по разбираемой песне. Мне всё-таки хотелось бы привести пример, как анализ музыки помогает в ней отыскать новые смыслы. Волею случая, первая лекция, которую мне пришлось провести на удалёнке, была как раз по Шопену. Воспользуюсь ситуацией...
spoiler
К вопросу о передаче содержания в музыке, или что же такое комплексный анализ (на примере Седьмой прелюдии Шопена)

Господа, всё же вынужден вернуться к этому вопросу (ибо в сложившейся ситуации нет возможности вести вас к нему постепенно, от одной встречи до другой).
Определим проблематику вопроса. Итак, знакомясь с тем или иным музыкальным произведением (изучая его по учебнику, по литературе или разбирая самостоятельно), мы время от времени касаемся, так сказать, технической стороны вопроса (т.е., как оно устроено с технической точки зрения). А, собственно, зачем? Каким образом строить исследование технических сторон правильно, как отличать в нём главное и неглавное? И, наконец, самый важный вопрос: что это нам даёт для понимания произведения? Какими новыми смыслами дополняется услышанное от этого?
К этой серии вопросов непосредственно примыкает и другая. Иной раз, прочитав описанимые композиторской техники, применяемой автором, мы задаёмся вопросом: мол, а сам автор-то был в курсе дела, что он применял такое? И как это реально выглядело? Вот сидел за столом, скажем, Бетховен или Чайковский, водил по нотной бумаге пёрышком, а сам думал: "Эх, залеплю-ка я в этот момент... Ну, скажем, ложный доминантсепт с тройной альтерацией в мелодическом положении терции! Вот это будет круто. А здесь... А здесь я запущу динамизированную репризу". Смотрится действительно бредово.
И ещё один момент. Ну, предположим, что смысл в этих исследованиях действительно есть. Означает ли это, что по-настоящему воспринять музыкальное произведение может только профессионал? А простой любитель музыки, который отродясь не слыхал не только про принципы компоновки сонатной формы, но даже про то, сколько ключевых знаков в до мажоре - его восприятие будет всегда второсортным и ущербным? Нет, конечно. Преимущество профессионала - прежде всего не в том, что он способен познать что-то недоступное любителю (хотя во многих случаях ему действительно легче "вскрыть" глубинные слои содержания музыки), а в том, что он способен облечь свои мысли и ощущения в такие слова, которые могут иметь смысл (и логическое основание) для кого-то, кроме него самого. То есть не просто на уровне "мне понравилось", "вставило будь здоров", "замечательная музыка", а скорее "без этой музыки коллективный опыт человечества действительно был бы неполон, потому что...".
Попробуем покопаться в глубинах конструкции Седьмой прелюдии Шопена. Почему именно она? По нескольким основаниям:
  • Шопена мы проходили совсем недавно и о Прелюдиях подробно говорили, и слушали весь цикл целиком. Музыку хотя бы в общих чертах представляем
  • Небольшие размеры произведения позволяют продемонстрировать некоторые особенности построения более наглядно
  • Прелюдии Шопена подчёркнуто непрограммны (не имеют ни подзаголовков, ни воспоминаний композитора в стиле "о чём именно я думал, когда писал этот шыдевр", ни толкований друзей-жён-детей-прочих благодетелей. Есть только нотный текст). Соответственно, меньше опасности уклониться в околонаучную ересь и словоблудие
Разумеется, мы не ставим себе цели дойти "до точки" (о невозможности объять необъятное справедливо говорил ещё Козьма Прутков). Но погрузиться в глубину смыслов несколько в большей мере, чем обычно - почему бы и нет?

Ну, а теперь - к делу

Для начала вспомним, о чём вообще речь.
Музыка как таковая (исполнение Марты Аргерих)
Прелюдия7.mp3
С каких аспектов можно рассмотреть это произведение? Попробуем перечислить хотя бы некоторые:
  • Произведение небольшое, но всё же не единомоментное. Это вполне состоявшаяся логическая конструкция, разворачивающаяся от начала к концу. Следовательно, можно поставить вопрос, за счёт чего произведение воспринимается как логично продолжающееся и заканчивающееся. Иными словами, речь об аспекте анализа музыкальной формы
  • Фактура произведения представляет собой достаточно чётко выраженную мелодию с аккомпанементом. Мелодия развивается по своим законам (куда ж ей, сердешной, деться...). Следовательно, можно говорить об аспекте анализа мелодики
  • Аккомпанемент в целом представляет собой последовательность аккордов (с периодически берущимся отдельно басом). Эта последовательность аккордов также обладает своей логикой. Стало быть, нуждается в рассмотрении аспект гармонии
  • Произведение не существует в вакууме, а опирается на предшествующий музыкальный опыт человечества. Одно из следствий такой опоры - жанровые составляющие произведения. Итак, аспект анализа с позиций жанра
  • Мы, разумеется, совершенно не обязаны (я имею в виду, как "восприниматели" произведения. О наших требованиях к экзамену речь в данном случае не идёт) знать биографические подробности жизни композитора, но, с другой стороны было бы глупо не учитывать их совсем. Итак, аспект анализа произведения с позиций творческой биографии автора
Ограничимся пока что этими составляющими, в первом приближении нам этого хватит.

Форма
Любое музыкальное повествование никогда не идёт "непрерывной лентой", мозг - это, так сказать, мышца, которая должна то напрягаться, то расслабляться для адекватного восприятия. Поэтому исключительно важное значение в музыке имеет понятие цезуры, то есть, проще говоря, логической запятой. Цезуры в музыке чаще всего образуются от трёх вещей:
  • Пауза в мелодии. В данном случае таковые отсутствуют
  • Протяжённый звук в мелодии после более мелких (также создаёт иллюзию "временной остановки"). В данном случае таковых слишком много (в каждом чётном такте). Отметим, но не будем пока что делать выводов
  • Повтор в музыкальном материале. В данном случае чётко выраженный и практически точный повтор имеется в такте 9 (точнее, начиная с последней доли такта 8 ), музыкальный материал которого повторяет начало произведения. Здесь и имеется наиболее важная цезура, делящее произведение на два симметричных (по длине) построения
Точный повтор продолжается чуть более двух тактов, далее материал становится другим и, что особенно важно, имеет другое окончание.
Как образуется окончание построений, знаменующее "логическую запятую" или "логическую точку"? Ощущение "остановки движения" (временной или окончательной) даёт прежде всего аккордовая составляющая (да-да, то самое, навязшее в зубах по сольфеджио "разрешение неустойчивого в устойчивое").
На каких же аккордах оканчиваются построения? В обоих случаях это тоническое трезвучие ля мажора (обратим внимание, что благодаря педали бас "ля", взятый на первую долю 7-го и 15-го такта, продолжает звучать до конца построения, и должен быть учтён в определении аккорда). Но друг от друга сии трезвучия отличаются маленькой деталью - какой именно звук находится в мелодическом голосе (то есть в крайне верхней позиции).
В первом случае (8-й такт) - это до-диез, терцовый тон аккорда:
Каданс серединный.mp3
Во втором случае (16-й такт) - в мелодии ля, основной тон аккорда:
Каданс.mp3
Окончание в мелодическом положении основного тона создаёт более устойчивое ощущение завершённости, нежели окончание в мелодическом положении терцового тона (в рамках стилистики первой половины 19-го века, разумеется. В джазе в последнем аккорде в мелодии вообще может быть неаккордовый звук - и никого это не парит...).

В результате мы приходим к форме, состоящей из двух построений, начинающихся абсолютно идентично - но при этом имеющих разные окончания, причём во втором случае окончание звучит более завершённо, чем в первом. Собственно, только что мы сформулировали отличительные черты формы периода.

Период в данном случае абсолютно нормативен. Что это значит?
  • Он симметричен (то есть два построения, входящие в его состав, имеют одинаковую длину)
  • Он квадратен (то есть построения, входящие в его состав, имеют количество тактов, кратное 4) (Почему это важно? Многие логические конструкции в европейской музыке классицизма, а вслед за ним и романтизма, пришли в музыку из танцевальной сферы. А в танце квадрат важен чрезвычайно. В самом деле, представьте себе большой вальс в гостиной, где танцующие в чётко установленное время должны совершить круг по паркету - и при этом оказаться в нужном месте в нужным момент, дабы не отдавить ноги соседней паре...)
  • Он тематически подобен. То есть оба построения начинаются с одного и того же материала
(Это и есть три признака нормативного периода. Подозрительно напоминает рекламу "Риттер-спорта": "Quadratisch, praktisch, gut!". Ну, что уж сделаешь...)
Почему это всё важно? Любая конструкция музыкальной формы существует не просто "для красоты", она функциональна (проще говоря, применяется не просто так, а с определённой целью. Ну, примерно, как в песне есть определённое назначение, скажем, у припева). Для чего же употребляется форма периода? Основное её назначение - для показа темы. То есть продемонстрировали тему - а вот дальше поглядите-ка, почтеннейшая публика, что с ней будет происходить! А в данном случае? А в данном случае, увы, ничего - тему показали, и на сём произведение и завершилось. Ну, примерно как если бы писатель с увлечением и подробно описал бы главного героя (вот он идёт по улице, у него такая-то походка, он такого-то роста, на нём такой-то костюм и шляпа...) - и на этом завершил бы повествование. Прямо-таки, попахивает стилистикой Хармса... За счёт чего же то, что делает Шопен, не производит впечатления шизофрении? Попробуем разобраться в этом с помощью других аспектов музыки.

Анализ мелодики

Анализ мелодики - одна из самых сложных проблем музыкальной науки. Мелодия - материя лёгкая, "эфирная", и всячески сопротивляется попыткам "разобрать себя на составляющие". Но всё же попробуем сделать какие-то выводы.

Возьмём мелодию отдельно от всего остального:
Мелодия.mp3
Общая мелодическая линия состоит из восьми достаточно близких по интонации "ячеек" с общей ритмической структурой

Обратим внимание, что расстояние между звуками входящими в пунктирный ритм (восьмая с точкой и шестнадцатая) - всегда секунда, два соседних звука. Более того, в семи случаях из восьми это секунда восходящая (второй звук выше первого). Семантика (значение) подобной фигуры достаточно многообразна, но, с учётом того, что первый из звуков часто не принадлежит тональности (обратим внимание, все дополнительные, т.е. стоящие у нот, диезы относятся именно к восьмым с точкой), ассоциативный ряд поворачивается в сторону "непрямого" достижения цели, вежливости и этикета (м.б., поклонов, если говорить о светском этикете начала 19 века), а в душевных устремлениях - желания явственного, но далёкого от "прямолинейной" реализации (переходить на язык большей конкретики не буду, получится субъективность, вульгаризм и вообще жлобство).
Восьмая же интонация резко меняет дело. Семь раз секунда была восходящей - и на восьмой раз наконец-то "попробовалась" нисходящая интонация. Вот и всё, круг завершён, попытки не остались тщетными, интонация перешла в иное качество.
Из прочих интонаций мелодии отметим две. Первая находится в такте 11 и знаменует восхождение к высшей точке мелодии (до-диезу третьей октавы). Высшая точка развития - это всегда показательно (в речевых интонациях мы выделяем более высокой интонацией то, что особенно хотим подчеркнуть, в пении более высокий звук всегда звучит более напряжённо и выразительно (если, конечно, берётся...), и т.п.). В данном случае высшая точка мелодии указывает на близость кульминации произведения (подробнее вернёмся к этому вопросу чуть позже).
Вторая важная интонация - в такте 15. Здесь наблюдается самый большой интервал между двумя соседними звуками в рамках одной ячейки - октава. Вкупе с "изменившей направление" секундой (о чём было сказано выше) эти интонации дают последней ячейке ощущение чего-то совершенно особенного, логично завершающего всё мелодическое построение.

Теперь обратимся к гармонии.

Анализ гармонии

Для простоты картины исключим мелодию из звучания целого:
Гармония.mp3
Что можно заметить? Вплоть до 11-го такта гармония меняется настолько типовым и постоянным образом, что может при анализе вызвать приступ "морской болезни" (туда-сюда...). Два такта доминанты - два такта тоники, да такта доминанты - два такта тоники... Это проницательное наблюдение пригодится нам в жанровом анализе, а пока что обратим внимание на окончание произведения.

В такте 12 возникает без преувеличения приметное событие. Во-первых, первый раз аккорд (более того - функция!) меняется не при переходе к следующей двутактовой "ячейке", а внутри неё. Во-вторых, на что именно она меняется? На аккорд, не только ранее не звучавший, но и вообще не принадлежащий ля мажору (в ля мажоре не может быть аккорда, содержащего в составе звук ля-диез, тоника есть тоника, и, пока мы в одной тональности, никуда отклоняться со своего места не может) (для продвинутых: мы имеем дело с побочной доминантой, конкретно: с доминантой ко второй ступени. Ну, да неважно). Понятное дело, не такой уж далёкий аккорд сам по себе, но важен контекст: "усыпив бдительность" постоянным повторением одних и тех же аккордовых функций, да ещё и занимающих одно и то же время (каждая по два такта), Шопен здесь, включая не самый "вызывающий" аккорд, добивается необыкновенной свежести звучания.

В результате такт 12 становится сосредоточением сразу многих исключительностей:
  • Мелодия поднялась на самый высокий звук (мы об этом говорили при анализе мелодики)
  • Первый и последний раз в гармонии появился аккорд, не входящий в основную тональность
  • Именно здесь самая насыщенна фактура (посмотрите в ноты - пальцы пианиста одновременно удерживают 9 звуков)
Эти обстоятельства и определяют такт 12 как местоположение кульминации произведения.

Что к этому можно добавить? Что гармония по-шопеновски изыскана. Например, используя доминанту, Шопен часто применяет не трезвучие, не доминантсептаккорд даже, а куда более свежо звучащий нонаккорд.
Ну, а теперь перейдём к жанровому анализу

Жанровые особенности

Что представляет собой Седьмая Прелюдия в смысле жанра музыки? Нет-нет, понятно, что прелюдию, но содержит ли сама музыка указание на какой-то жанр-первоисточник? Хм, так сходу и не скажешь...

Вспомним наши предварительные выводы. Во-первых, "гладкая" форма нормативного периода, во-вторых, простая гармоническая смена (два такта доминанты и два такта тоники), в третьих, постоянная ритмическая формула с пунктирным ритмом на первую долю. Теперь "диагноз" поставить куда проще. Сквозь романтический флёр просвечивают "родимые пятна" мазурки. Сходство будет куда заметнее, если мы позволим себе чудовищную бестактность и внесём в музыку два маленьких изменения: ускорим темп и распространим на чётные такты "формулу" левой руки из нечётных (проще говоря, характерный для мазурки аккомпанемент типа "ум-ца-ца"):
Прелюдия 7 мазурка.mp3
Какие противоречия с жанром "добропорядочной польской мазурки" мы наблюдаем в Прелюдии? Собственно, те самые, которые мы только что видоизменили. Это резко замедленный (по сравнению с традиционной мазуркой) темп (ведь темп в мазурке не просто формальный фактор, он во многом определяет лёгкость выполнения танцевальных па, характерных для неё) и словно бы "повисающий" на чётных тактах аккомпанемент, останавливающий размеренное течение мазурки и погружающий музыку в "безвременье".

Какие логические выводы тут можно сделать? Данная "мазурка" подчёркнуто не предназначена для реальных танцев, да ещё к тому же постоянно снабжена "зависами"-остановками развития. Самое простое и логически непротиворечивое толкование: в данном случае мазурка предстаёт перед нами как далёкое и полустёртое воспоминание, полное обаяния, но лишённое "реального" воплощения.

А теперь обратимся к фактам из шопеновской биографии и посмотрим, насколько они помогут нам уточнить картину

Анализ в контексте биографии Шопена


Какие подробности из биографии Шопена нам могут помочь продвинуться ещё немного в наших изысканиях?

Начнём с простых логических построений. Мазурка - танец польский, при этом в шопеновские времена ещё остававшийся "польской экзотикой", не вошедший в общеевропейскую танцевальную практику (это случилось чуть позже, в том числе и под влиянием самого Шопена, кстати сказать).

Далее. Шопен - поляк, так что для него мазурка как раз не была экзотикой, а напротив, была очень даже понятным и родным впечатлением от родины.

Кроме того, вспоминаем, что Шопен, проведя детство в Польше, в ранней юности покинул её, и вернуться туда ему уже не пришлось по вполне объективным причинам (война там была...).

Таким образом, получается, что мазурка для Шопена была прежде всего памятью о безвозвратно ушедших временах юности и всем, что с этим связано. Отсюда и некоторая "идеализация" танца, в основе своей - весьма энергичного, а в чём-то и "грубоватого" - Шопен придаёт ему нетипичное изящество. Кроме того, мазурка была лишь формальным поводом "открыть двери" в мир воспоминаний - и о родине, и о юности. Дальше ассоциативный круг мог расширяться беспредельно. Неудивительно, что маленький фрагмент этого танца мог для Шопена оказаться ценнее, чем "вся философия мира".

Таким образом, в определённом смысле Прелюдии Шопена - и впрямь только начало "изложения темы". Её развитие - в продолжении восприятия, в тонкой ассоциативной игре, возникающией у слушателя, который окажется способен откликнуться на шопеновский посыл. В общем, получается именно "прелюдия к слушательскому послевкусию".

Уф. Давайте переведём дух и подведём промежуточные итоги.

Заключение

Итак, разобрав разные аспекты технической стороны произведения, мы пришли к выводу, что содержание шопеновского опуса куда шире, чем просто "небольшая изящная 16-тактовая безделушка".

Доведён ли наш анализ до логического конца? Разумеется, нет. Как говорится, "электрон неисчерпаем", и можно лишь остановиться в какой-либо выбранной точке этого пути.

Насколько необходимо подобное "погружение" каждый раз, когда мы сталкиваемся с новой для себя музыкой? Ну, как сказать... Смотря для чего. Но если мы хотим глубже разобраться в процессе - надо как минимум иметь в виду и такую возможность тоже.

upd. Хорошая мысля приходит, как известно, опосля. Остался без ответа очень важный вопрос, точнее даже два вопроса. Воспользуюсь возможностями формата лекции и дополню:
Итак, я прямо вижу читателя-скептика, который, дочитав до этого места, хмыкнул и сказал что-то вроде: мол, ну, ладно, это всё, конечно, дьявольски логично - но что, Шопен и впрямь всё это прогонял в голове, когда это писал? С трудом верится
Читатель более деликатный может сформулировать чуть тоньше. Ладно, выводы сделаны - но в какой мере они являются тем, что действительно имел в виду Шопен, а в какой - личной фантазией "анализатора"?

Отвечаю.

Собственно говоря, для смысла произведения не так уж важно, сознавал ли автор всё то, что мы тут наразбирали. Важно другое: наши выводы основывались на вполне объективных вещах. Они не были "высосаны из пальца" (по крайней мере, я очень старался). Стало быть, они логически вытекали из того мира (а ведь любое произведение искусства - это своя Вселенная. И только от таланта и мастерства автора зависит, насколько это Вселенная будет велика, разнообразна и непротиворечива), который создал в своей Прелюдии Шопен.

Ну, а что касается вопроса "думал ли автор обо всём этом"... Сущность профессии композитора как раз и состоит в том, что он мыслит звуковыми категориями, переводя в мир тонких музыкальных ассоциаций сложные, практически неуловимые словами образы (а если их можно описать словами точно - то, собственно, зачем тогда музыка? Можно ведь и пересказать...). Это его хлеб, так сказать. Красиво говорить и объяснять точными словами кому-то ещё свой путь он не обязан. Даже если этот кто-то - он сам.
Так что - не так уж важно, "думал ли автор". Важнее то, что именно он сделал. И насколько глубоко раскрывается созданный им мир.
Примерно так, детки.

Ну, а теперь самое время переслушать Прелюдию ещё раз, постараться взглянуть на неё другими глазами (не только "вширь", но и "вглубь")... ну, и порадоваться окончанию лекции, что ли. Успехов!
Спасибо всем, кто смог это осилить. Извините...
You do not have the required permissions to view the files attached to this post.


Эх, яблочко, здесь важны слова. Я красиво говорил, цицеронствовал. :eda:
User avatar
Елена
Просто Оптимистка
Posts: 10938
Registered for: 15 years
Last visit: Today 17:51
Location: Москва
Has thanked: 522 times
Been thanked: 241 times

Re: Конец эпохи романтизма (выложено на сайт)

Post by Елена »

:respect: Нет слов. Убита, растоптана, уничтожена. :shock:
Поняла, как слабо я разбираюсь во всём этом. Вернее, совсем не разбираюсь. Это прямо таки диссертация какая- то...
С другой стороны, в плане самооправдания и самоутверждения щас как забабахаю вам лекцию по физиологии, патфизиологии и биохимии. :D Хочете? Нет, боитеся! :D Не бойтесь, не буду! Все равно до сашиного уровня не поднимусь. Саша, блестяще!
Last edited by Елена on 18.04.2022 00:09, edited 1 time in total.


О,нищее племя, коллеги-врачи...
:elena:
User avatar
Мария Н
Тургеневская девушка
Posts: 10123
Registered for: 10 years 4 months
Last visit: 11.11.2022 18:54
Location: Липецк
Has thanked: 591 times
Been thanked: 161 times

Re: Конец эпохи романтизма (выложено на сайт)

Post by Мария Н »

Александр, партия Вас не забудет! :soglas: Информации на пару гигабайтов!
spoiler
Till wrote: 06.11.2017 01:32 из уважения к моему светлому Ангелу-хранителю на Форуме и за его пределами, а именно Машеньке Н.
Скажешь тоже! :oops:


Но, как сказал Маркиз де Сад Захер-Мазоху:
«Ну, имейте же терпение, мой друг!»
:maria:

Return to “Редакция. "Толковый словарь" и аккорды”