Небольшая добавка к песне "Пегас, Муза и Лирический герой"
Муза
Хороший комментарий есть уже, но немножко добавлю, как говорится, для кругозора.
Теперешняя мифологическая классификация муз возникла позже. Изначально их было только три: Мелета (опытность), Мнема (память), Аойда (песня). И местом обитания была гора Геликон (а не Парнас).
Вот, для особо любознательных:
А. Ф. Лосев wrote:Олимпийские М. классической мифологии - дочери Зевса, они обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов - Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, т. е. они связывают прошлое и настоящее. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Они покровители певцов и музыкантов,передают им свой дар. Они наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом, воспевают законы и славят добрые нравы богов. Классические М. неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира (Hes. Theog. 1-103).
Функции М. постепенно разграничивались по мере дифференциации искусств, и в эллинистическую эпоху М. превратились в символические образы: Эрато - М. лирической поэзии с лирой в руках, Эвтерпа с флейтой сопровождает лирическую песнь, Каллиопа - М. эпической поэзии и знания со свитком и палочкой для письма, Клио - М. истории с теми же атрибутами, Мельпомена - М. трагедии с трагической маской и венком из плюща, Полигимния - М. серьёзной гимнической поэзии, Терпсихора - М. танца с лирой и плектром. Талия - М. комедии с комической маской, Урания - М. астрономии с небесным сводом и циркулем. Выступают М. обычно под водительством бога искусств Аполлона
И еще, напомню, кроме женского имени в языке нашем осталось слово
Музей (греч. muséion - место, посвященное музам, храм муз), научные, научно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников).
А живут ли там теперь музы, или тоже «верёвкой бельевой»…?
Лавина
- масса снега или льда, падающая или соскальзывающая с крутых склонов гор.
Гряда -
вытянутая в длину возвышенность; ряд, цепь небольших гор, холмов.
Метафора
(греч. metaphora - перенесение) - перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.
Например:
А вдали парнасы высятся грядою,
Там лавинами метафоры шумят.
Здесь Автор использует именно этот прием.
Херувимы
В позднеиудейской религии сложилась, получившая развитие в христианской мифологии так называемая "небесная иерархия", где ангельские чины были разделены на три больших группы: херувимы, серафимы, и архангелы. Не вдаваясь во всякие подробности, скажу, что Херувимы изображались вначале в виде человека, а впоследствии человека с крыльями.
В виде пухленьких младенцев Херувимов стали изображать только к эпохе Возрождения по греческому образцу Амурчиков и Купидончиков, соединив таким образом язычество и христианство. А расцвели «буйным цветом» эти изображения во времена барокко, рококо, а потом в эпоху романтизма и сентиментализма.
До наших дней они дожили как подражание этим стилям, и считаются атрибутами дурного вкуса – красивости, а не красоты.
добавлю
Амур, Купидон
в греч. мифологии бог любви. Соответствует в древнегреческой мифологии Эроту (Эросу).
Мужик(с французским прононсом moujik)
- человек низшего сословия, простолюдин.
Особенно с междметием «Фу!» - это брезгливое обозначение, почти оскорбление: мол, невоспитанный, грубый, невежественный человек.
В наши дни слово мужик имеет другую, более лестную характеристику с ярко выраженной половой окраской: хозяин, самец, особь мужского пола.
Куцый хвост, как пистолет
- идиома «держать хвост пистолетом». Признак весёлого нрава и есть!
Недавно вышла книга Дарьи Калининой "Держи хвост пистолетом"
Ни конь ни птица
- часто употребляемая идиома русского языка:
Поглядел мышонок: мчится
То ли кошка, то ли птица,
С. Я. Маршак "Сказка о глупом мышонке"
"То ли кошка, то ли птица, то ли женщина была" –
Вероника Долина "Легенда о Сфинксе"
Куча русских загадок, например:
Не зверь, не птица, а нос как спица"
Кто его убьет, тот свою кровь прольет.
Почему-то вспоминается загадочка про электрика, летящего с фонарного столба:
С когтями, а не птица, летит и матерится?
Отгул
- в СССР, а позднее в РФ - день отдыха, предоставляемый согласно трудовому законодательству рабочим и служащим в качестве компенсации за работу или дежурство в нерабочее время…
У Даля есть другая трактовка:
Отгул, зык, позык, пазык, паголосье, гул, рай, отзвук.
Интересно, что в русском языке
гулять и
гудеть уже синонимы.
Паразит
1.Организм, живущий на поверхности или внутри другого организма и питающийся его тканями, переваренной им пищей, соками.
2. Насекомое, живущее на теле человека или животного и питающееся его кровью (вошь, клоп и т.п.).
3. Живущий за счет чужого труда. Тунеядец, дармоед.
Автор имеет в виду третье значение, но в более усугублённом, «ругательном», просторечном варианте.
Бардак ( бордель, публичный дом, дом терпимости (калька с фр. maison de tolérance))
— место для организованного занятия проституцией. Сочетание с прилагательным «солдатский» или «портовый» (как у Автора) усугубляет атмосферу грубости и разнузданности атмосферы бардака.
Эти заведения известны в истории многие века. Лупанарии, так назывались эти заведения в Древнем Риме (от лат. lupa — волчица > блудница), были непременным атрибутом римских городов, наряду с храмами и библиотеками. Прекрасно сохранившиеся лупонарии найдены при раскопках в Помпее, в Эфесе.
Тут надо сказать о вытекающем из первого вторым значении слова – беспорядок, хаос.
Почему
бардачком ласково называют отделение для мелких вещей в автомобиле, я не знаю. Наверное, это связано со вторым значением, потому что там всегда бардак.
А, например, в Турции слово "бардак" означает "стакан" .
Плясать под чужую дудку, (плясать по чужой дудке)
-идиома, означающая льстиво исполнять чужую волю, исполнять ее поневоле, нехотя…
Бросить камешек (камушек) в чей огород
- намекать на кого-либо, не говорить впрямую, не высказывать свою мысль ясно и до конца, недоброжелательно намекнуть на кого-что-н.
Выражение пришло из Франции, где в старину камни бросали в огород человека, к которому были враждебно настроены, с целью сделать землю менее плодородной.
Вот ведь как изменились времена, а мы теперь за большие деньги покупаем камни, чтоб сделать альпийские горки и прочий ландшафтный дизайн своего «огорода».
Парнас
горный массив в Фокиде, место обитания Аполлона и муз. У подножия Парнаса находились Дельфы со знаменитым оракулом в храме Аполлона, а также Кастальский ключ - источник поэтического вдохновения, возникший от удара копытом Пегаса, крылатого коня. Пещеры горы считались местом обитания нимф.
Сравните с
Геликоном.
Геликон, гора в Средней Греции (на юге Беотии), где, согласно греческим мифам, обитали покровительствовавшие искусствам музы, поэтому их иногда называли геликонидами, геликонскими девами или повелительницами Геликона. На Геликоне находился источник Гиппокрена, возникший от удара копыта крылатого коня Пегаса.
Ну, вот, развернула, не прошло и года...
