Пегас, Муза и лирический герой (выложено на сайт)

Комментарии и аккорды к песням Тимура Шаова
Forum rules
Данный форум предназначен для написания и обсуждения аккордов и комментариев к песням Автора. Комментарии к каждой песне обсуждаются в отдельной теме. Конечная цель каждого обсуждения - публикация на сайте http://www.shaov.net.
User avatar
Իշխան
самый обычный форумлянин
Posts: 14290
Joined: 07.02.2006 18:38
Location: Нахичевань-на-Дону
Has thanked: 24 times
Been thanked: 64 times

Post by Իշխան »

Максимыч wrote:Ну, не хочет Татьяна делать "корневой" комментарий - её дело.
Что значит - "не хочет"? :evil: Надо! :army:
Да нет, конечно, не о том речь, но комментарий должен быть "многослойным", рассчитанным на разных читателей. В том числе тех, кого интересует, извините, и история песни. К тому же часто без "стержня" комментарии "рассыпаются", не образуя единого целого.


Հիշում եւ պահանջում եմ։
User avatar
Bul'ka
Абориген
Posts: 744
Joined: 03.02.2006 09:44
Location: Lee, MA

Post by Bul'ka »

Князь, я где-то читала,что Татяна приглашает тебя написать "стержень и историю".
Тебе и карты в руки.


User avatar
Իշխան
самый обычный форумлянин
Posts: 14290
Joined: 07.02.2006 18:38
Location: Нахичевань-на-Дону
Has thanked: 24 times
Been thanked: 64 times

Post by Իշխան »

Да Вы не поняли! Я говорил о том, что комментатору "стержень" нужен, как камертон - для задания тональности остального комментария, а иначе есть опасность какафонии.


Հիշում եւ պահանջում եմ։
User avatar
Pro
Постоянный Житель
Posts: 185
Joined: 03.02.2006 12:44
Location: Северо-Восток Земли

Post by Pro »

Ну вот – Булька беспокоится, чтобы мой комментарий не сократили, а начальство наоборот, ставит мне на вид недовложение объёма.
А я-то нерадивая расслабляюсь себе В ОТПУСКУ (поклон Гинзбургу, и с прошедшим Днём Варенья!)…
Включая изредка комп, я Вашу просьбу, Князь, давно заметила и сразу подумала, что надо бы ответить. И мысль эта мне понравилась, и я подумала её ещё раз, и не раз. Но – ничего нового к уже сказанному придумать не смогла. То есть вынуждена повторить: Ваша Свежесть! Молодой человек! Вы требуете от меня невозможного! :oops:
Ну никак не заботит меня восприятие этой или какой-либо другой песни гипотетическими неофитами. Да и кем бы то ни было. Потому как уж сколько раз твердили миру и мною давно усвоено: художественное произведение есть такое, которое проникает слушателю (зрителю, читателю и т.п.) в душу, не сообразуясь с его интеллектом. Поскольку шаовские произведения для меня бесспорно художественные (местами даже и высокохудожественные), то, полагаю, они могут зацепить и другого. И уж если кого зацепит, тот пусть сам задастся вопросами о недостающей информации и пусть ищет её, как умеет. А если не зацепит человека, то хоть сколько историй создания песни рассказывай, он спросит «ну и что?» – и будет прав.

Комментировала я с простым намерением поделиться откопанными в памяти или в книжках СВЕДЕНИЯМИ (они банальны по определению), которые для кого-то могут оказаться новыми, потому что каждому из нас свойственны пробелы в знаниях. «Но ведь слишком скудно знание, приобретаемое нами за нашу личную краткую жизнь – есть другое, бесконечно более богатое, то, с которым мы рождаемся» (И.А. Бунин, «Жизнь Арсеньева»).

Могу поделиться и ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ (они индивидуальны по определению) о той или иной песне. Но это когда есть время, настроение и так, чтобы не втискиваться в не мною выбранный формат. И без всяких претензий на «стержневые» суждения. Комментировать – это для меня изначально не просветительская миссия, а игра, с неограниченным числом участников и без жёстких правил. Вот Ирина подсказала новые строчки для коммента – так и разверни их, дорогая. Умеешь ведь, интересно получится. Или Юрко – недостаёт квинтэссенции, так чего бы не высказаться по существу. Не можется Князю без исторической справки – напишите её, голубчик, не стесняйтесь. Ведь я никаких эксклюзивных прав на свой коммент не заявляю. Дополняйте, редактируйте, форматируйте, задавайте тональность. Это и будет ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ редакции - вместо невнятных высказываний между смелыми выкладками одиночек. :soglas:


Где, кричу, культурная общественность?!
К сожалению, Pro не сможет Вам ответить...
User avatar
ИРИНА Т
Птица-сИрин
Posts: 17876
Joined: 04.02.2006 20:09
Location: Москва
Has thanked: 8 times
Been thanked: 15 times

Post by ИРИНА Т »

Лихо!Image


Ах ты Дао, моё Дао, Дао важное моё, Дао важное, сермяжное, непознанноё! Image
User avatar
Ginzzburg
Благородный дон
Posts: 12711
Joined: 03.02.2006 07:21
Location: Москва, Эрфурт
Has thanked: 1 time
Been thanked: 25 times

Post by Ginzzburg »

За поклон - спасибо :)


Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашей женской консультации!
User avatar
ИРИНА Т
Птица-сИрин
Posts: 17876
Joined: 04.02.2006 20:09
Location: Москва
Has thanked: 8 times
Been thanked: 15 times

Post by ИРИНА Т »

Небольшая добавка к песне "Пегас, Муза и Лирический герой"

Муза
Хороший комментарий есть уже, но немножко добавлю, как говорится, для кругозора.
Теперешняя мифологическая классификация муз возникла позже. Изначально их было только три: Мелета (опытность), Мнема (память), Аойда (песня). И местом обитания была гора Геликон (а не Парнас).
Вот, для особо любознательных:
А. Ф. Лосев wrote:Олимпийские М. классической мифологии - дочери Зевса, они обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов - Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, т. е. они связывают прошлое и настоящее. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Они покровители певцов и музыкантов,передают им свой дар. Они наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом, воспевают законы и славят добрые нравы богов. Классические М. неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира (Hes. Theog. 1-103).
Функции М. постепенно разграничивались по мере дифференциации искусств, и в эллинистическую эпоху М. превратились в символические образы: Эрато - М. лирической поэзии с лирой в руках, Эвтерпа с флейтой сопровождает лирическую песнь, Каллиопа - М. эпической поэзии и знания со свитком и палочкой для письма, Клио - М. истории с теми же атрибутами, Мельпомена - М. трагедии с трагической маской и венком из плюща, Полигимния - М. серьёзной гимнической поэзии, Терпсихора - М. танца с лирой и плектром. Талия - М. комедии с комической маской, Урания - М. астрономии с небесным сводом и циркулем. Выступают М. обычно под водительством бога искусств Аполлона
И еще, напомню, кроме женского имени в языке нашем осталось слово
Музей (греч. muséion - место, посвященное музам, храм муз), научные, научно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников).
А живут ли там теперь музы, или тоже «верёвкой бельевой»…?

Лавина
- масса снега или льда, падающая или соскальзывающая с крутых склонов гор.

Гряда -
вытянутая в длину возвышенность; ряд, цепь небольших гор, холмов.

Метафора
(греч. metaphora - перенесение) - перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.
Например:
А вдали парнасы высятся грядою,
Там лавинами метафоры шумят.

Здесь Автор использует именно этот прием.

Херувимы
В позднеиудейской религии сложилась, получившая развитие в христианской мифологии так называемая "небесная иерархия", где ангельские чины были разделены на три больших группы: херувимы, серафимы, и архангелы. Не вдаваясь во всякие подробности, скажу, что Херувимы изображались вначале в виде человека, а впоследствии человека с крыльями.
В виде пухленьких младенцев Херувимов стали изображать только к эпохе Возрождения по греческому образцу Амурчиков и Купидончиков, соединив таким образом язычество и христианство. А расцвели «буйным цветом» эти изображения во времена барокко, рококо, а потом в эпоху романтизма и сентиментализма.
До наших дней они дожили как подражание этим стилям, и считаются атрибутами дурного вкуса – красивости, а не красоты.
добавлю
Амур, Купидон
в греч. мифологии бог любви. Соответствует в древнегреческой мифологии Эроту (Эросу).

Мужик(с французским прононсом moujik)
- человек низшего сословия, простолюдин.
Особенно с междметием «Фу!» - это брезгливое обозначение, почти оскорбление: мол, невоспитанный, грубый, невежественный человек.

В наши дни слово мужик имеет другую, более лестную характеристику с ярко выраженной половой окраской: хозяин, самец, особь мужского пола.

Куцый хвост, как пистолет
- идиома «держать хвост пистолетом». Признак весёлого нрава и есть!
Недавно вышла книга Дарьи Калининой "Держи хвост пистолетом"

Ни конь ни птица
- часто употребляемая идиома русского языка:

Поглядел мышонок: мчится
То ли кошка, то ли птица,
С. Я. Маршак "Сказка о глупом мышонке"

"То ли кошка, то ли птица, то ли женщина была" –
Вероника Долина "Легенда о Сфинксе"

Куча русских загадок, например:
Не зверь, не птица, а нос как спица"
Кто его убьет, тот свою кровь прольет.

Почему-то вспоминается загадочка про электрика, летящего с фонарного столба:
С когтями, а не птица, летит и матерится?

Отгул
- в СССР, а позднее в РФ - день отдыха, предоставляемый согласно трудовому законодательству рабочим и служащим в качестве компенсации за работу или дежурство в нерабочее время…
У Даля есть другая трактовка:
Отгул, зык, позык, пазык, паголосье, гул, рай, отзвук.
Интересно, что в русском языке гулять и гудеть уже синонимы.

Паразит
1.Организм, живущий на поверхности или внутри другого организма и питающийся его тканями, переваренной им пищей, соками.
2. Насекомое, живущее на теле человека или животного и питающееся его кровью (вошь, клоп и т.п.).
3. Живущий за счет чужого труда. Тунеядец, дармоед.

Автор имеет в виду третье значение, но в более усугублённом, «ругательном», просторечном варианте.

Бардак ( бордель, публичный дом, дом терпимости (калька с фр. maison de tolérance))
— место для организованного занятия проституцией. Сочетание с прилагательным «солдатский» или «портовый» (как у Автора) усугубляет атмосферу грубости и разнузданности атмосферы бардака.
Эти заведения известны в истории многие века. Лупанарии, так назывались эти заведения в Древнем Риме (от лат. lupa — волчица > блудница), были непременным атрибутом римских городов, наряду с храмами и библиотеками. Прекрасно сохранившиеся лупонарии найдены при раскопках в Помпее, в Эфесе.
Тут надо сказать о вытекающем из первого вторым значении слова – беспорядок, хаос.
Почемубардачком ласково называют отделение для мелких вещей в автомобиле, я не знаю. Наверное, это связано со вторым значением, потому что там всегда бардак.
А, например, в Турции слово "бардак" означает "стакан" .

Плясать под чужую дудку, (плясать по чужой дудке)
-идиома, означающая льстиво исполнять чужую волю, исполнять ее поневоле, нехотя…

Бросить камешек (камушек) в чей огород
- намекать на кого-либо, не говорить впрямую, не высказывать свою мысль ясно и до конца, недоброжелательно намекнуть на кого-что-н.

Выражение пришло из Франции, где в старину камни бросали в огород человека, к которому были враждебно настроены, с целью сделать землю менее плодородной.

Вот ведь как изменились времена, а мы теперь за большие деньги покупаем камни, чтоб сделать альпийские горки и прочий ландшафтный дизайн своего «огорода».

Парнас
горный массив в Фокиде, место обитания Аполлона и муз. У подножия Парнаса находились Дельфы со знаменитым оракулом в храме Аполлона, а также Кастальский ключ - источник поэтического вдохновения, возникший от удара копытом Пегаса, крылатого коня. Пещеры горы считались местом обитания нимф.
Сравните с Геликоном.
Геликон, гора в Средней Греции (на юге Беотии), где, согласно греческим мифам, обитали покровительствовавшие искусствам музы, поэтому их иногда называли геликонидами, геликонскими девами или повелительницами Геликона. На Геликоне находился источник Гиппокрена, возникший от удара копыта крылатого коня Пегаса.
Ну, вот, развернула, не прошло и года... :roll:


Ах ты Дао, моё Дао, Дао важное моё, Дао важное, сермяжное, непознанноё! Image
User avatar
Pro
Постоянный Житель
Posts: 185
Joined: 03.02.2006 12:44
Location: Северо-Восток Земли

Post by Pro »

Вот видите - можете, когда хочете :appl: Всем брать пример с Ирины Львовны :!:
Теперь Булька должна быть довольна - уж она больше всех беспокоится, чтобы всё было понятно даже для шпионских школ. Мне эта песня совсем не кажется "слишком длинной", а по душе пришлась именно вкусным языком - сплошь поговорки да идиомы, причём не только устоявшиеся, но и удачно модифицированные.
Вот же фрукт: ни конь ни птица,
Всё бы ржать ему, глумиться.
У других людей пегасы –
Любо-дорого глядеть.

В первой строке - сразу две идиомы, во второй слово "ржать" по отношению к лошади употреблено в самом что ни на есть человеческом, идиоматическом значении (громко смеяться, хохотать). Третья строчка - отталкивается от поговорки "чтоб всё как у людей". Ну а четвёртая - чистый фольклор.
А слово квасить - употреблённое не в исконном (приготовлять квас или что-то заквашивать впрок), а в сравнительно недавно (думаю, во 2-й половине 20-го века) приобретённом значении - употреблять напитки покрепче кваса.
Встретит лошадь - отпегасит - ну ведь правда же прэлестный "лошадиный" эквивалент человеческому "ни одной юбки не пропустит"...
И т.д., и т.п.
Ау, Гера! Давай-ка найди инструмент :comp: и сбацай коммент к музчасти...
Last edited by Anonymous on 18.01.2007 00:34, edited 1 time in total.


Где, кричу, культурная общественность?!
К сожалению, Pro не сможет Вам ответить...
User avatar
ИРИНА Т
Птица-сИрин
Posts: 17876
Joined: 04.02.2006 20:09
Location: Москва
Has thanked: 8 times
Been thanked: 15 times

Post by ИРИНА Т »

Умеешь ты, Таня, похвалить. Image
Хоть и права, конечно. Идиома на идиоме.


Квас, квасура, квасурья, изначально был священным напитком,
посвященном Сурье (Солнцу). Его забраживали на солнцепеке, он всё-таки был хмельным, но употреблялся только как ритуальный напиток для священных целей. Это уж потом можно было употреблять не только по праздникам.Image


Ах ты Дао, моё Дао, Дао важное моё, Дао важное, сермяжное, непознанноё! Image
User avatar
Pro
Постоянный Житель
Posts: 185
Joined: 03.02.2006 12:44
Location: Северо-Восток Земли

Post by Pro »

Ну да, но ведь не в значении "пить" этот глагол употреблялся, а только "заниматься квашением" чего бы то ни было. Кстати, Ира, что там у Новикова на это счёт - модный глагол аль нет?


Где, кричу, культурная общественность?!
К сожалению, Pro не сможет Вам ответить...
User avatar
ИРИНА Т
Птица-сИрин
Posts: 17876
Joined: 04.02.2006 20:09
Location: Москва
Has thanked: 8 times
Been thanked: 15 times

Post by ИРИНА Т »

Там вобще мало слов.
На "к" только четыре слова: кайф, конкретно, креативный и круто.


Ах ты Дао, моё Дао, Дао важное моё, Дао важное, сермяжное, непознанноё! Image
User avatar
Gera
Жизнелюб
Posts: 4882
Joined: 02.03.2006 15:28
Location: Львов
Been thanked: 9 times

Post by Gera »

Ау, Гера! Давай-ка найди инструмент
Для чего я должен найти инструмент, чтобы отпегасить?

Ещё одно значение слова "квас":
я только-что приехал в Закарпатскую обл. Здесь очень характерен местный диалект укр. языка. Многие его таковым не считают и выделяют его в отдельный Закарпатско(Подкарпатско)русинский; он был кодирован и на нём до войны выходили книги и пер.издания. Сейчас Подкарпатские Русины--культурно-этническое движение. Сам язык имеет множество архаизмов, уходящих в язык ранней Руси, и отсутствующих в Русском, Украинском и Белорусском языках. Поэтому лексику этого языка правомерно отнести и к современному русскому, равно как и украинскому.
Слово "квас" в сёлах Закарпатья обозначает воду, текущую из источников и имеющую соленоватый или кисловатый вкус, т.е. минеральную воду. Закарпатье на мин.воды очень богато и до сих пор является крупной бальнеологической здравницей. После войны мин. водой "Поляна Квасова" по личному указу Сталина снабжались все внутрикремлёвские заведения общепита. Эта вода по свойствам наиболее близка к "Боржоми


Long live rock'n'roll!
User avatar
Pro
Постоянный Житель
Posts: 185
Joined: 03.02.2006 12:44
Location: Северо-Восток Земли

Post by Pro »

Гера, привет! Спасибо за инфу, но к песне про Пегаса она имеет отношение весьма отдалённое. А тебе предлагалось прокомментировать музыку к этой песне при помощи вполне внятно изображённого на смайлике инструмента - компьютера! И нечего тут культурного валять дурака. :lol: Подключайся!
Я в другой теме назвала медленную часть "Пегаса" менуэтом, но только условно, по аналогии с одноимённой песней Шаова. Ведь настоящий менуэт должен быть на 3/4, а здесь в обоих случаях двудольный размер. Что это за танцевальный ритм? А там, где Пегас резвится, "галопирует" под музыку Листа - это же тема чардаша из 2-й рапсодии. Как тебе такая оранжировка, да ещё в совокупности с Чардашем Монти в "Частице"? Вопрос, конечно же, не только к Гере. Мне интересны любые ассоциации.

Ещё про музыку, хотя это не к оранжировке, а к тексту относится: Под "Айне кляйне нахтмузик" обычно подразумевается широко известная Моцартова Серенада нр.13 - хрестоматийное произведение, которое мало-мальски культурный человек, если и не "опознаёт", то воспринимает на слух как "что-то знакомое, не помню, как называется" (то же, впрочем, можно сказать и об упомянутой рапсодии Листа), и смешны те, кто по "владению" такими произведениями оценивает причастность героя к "высокой культуре". Но тут ещё одна забавная ассоциация возникает: ведь дословный перевод "Маленькая ночная музыка" можно воспринять и как камушек в огород того культурного процесса, традиционными атрибутами которого считаются палатка и костёр. А?


Где, кричу, культурная общественность?!
К сожалению, Pro не сможет Вам ответить...
User avatar
Gera
Жизнелюб
Posts: 4882
Joined: 02.03.2006 15:28
Location: Львов
Been thanked: 9 times

Post by Gera »

тебе предлагалось прокомментировать музыку к этой песне при помощи вполне внятно изображённого на смайлике инструмента - компьютера
Да ни копьютера ни плееров я сейчас не имею. Слушал в последний раз упоминаемую песню 2 недели назад, и то мельком, при записи знакомым. Я сегодня постараюсь послушать, если найду где; хотя я и в Берегово, но диск с ТШ здесь у меня есть. Постараюсь пофантазировать в предлагаемом ключе, особенно в контексте любимого с детства произведения Листа.
...А может и Blackmore думал также на диске Rainbow "Dif. To Cure"?.


Long live rock'n'roll!
User avatar
Алг
Донна Анна
Posts: 4059
Joined: 11.11.2006 15:34
Location: Израиль
Has thanked: 4 times
Been thanked: 1 time

Post by Алг »

Pro wrote:. . . Вот же фрукт: ни конь ни птица,
Всё бы ржать ему, глумиться.
У других людей пегасы –
Любо-дорого глядеть.

. . . . Встретит лошадь - отпегасит - ну ведь правда же прэлестный "лошадиный" эквивалент человеческому "ни одной юбки не пропустит"...
И т.д., и т.п.
Забавный случай расскажу :) Когда ещё последний диск Шаова был мало кому знаком (он и сейчас-то не до всех дошёл) в нашем клубе "Что?Где? Когда?" один из игроков поставил вопрос по этому диску. Наверное, хотел сделать мне приятное :) Вопрос звучал так:
ТРИПТИХ "СОЗИДАНИЕ"
Законотворчество. Мифотворчество. Словотворчество

1. Недавно один популярный российский поэт выступил с законодательной инициативой об укреплении государства. Можете ли вы коротко сказать в чем суть инициативы?

2. Недавно один известный российский поэт популярно изложил свежий взгляд новоявленных псевдоисториков на классическую историю России. Кого, по его мнению, следует считать основателем Москвы?

3. Недавно один замечательный российский поэт обогатил русскую словесность новым глаголом. Какое слово он употребил для описания взамиоотношений его Пегаса с крылатыми лошадьми других муз?
Обратите внимание на 3-й пункт. Никто из игроков (кроме меня) не слышал песен из последнего альбома, но тем не менее нашли глагол правильно. Вернее нашли два глагола*
1. отпегасит
2.опегасит (это если с последствиями :D )


User avatar
Pro
Постоянный Житель
Posts: 185
Joined: 03.02.2006 12:44
Location: Северо-Восток Земли

Post by Pro »

Именно такая опечатка (придающая 2-й, результативный смысл глаголу) была изначально в моём комменте. Зоркая Ирина тотчас заметила и посоветовала исправить :oops:


Где, кричу, культурная общественность?!
К сожалению, Pro не сможет Вам ответить...
User avatar
Bul'ka
Абориген
Posts: 744
Joined: 03.02.2006 09:44
Location: Lee, MA

Post by Bul'ka »

МОЛОДЦЫ !

Я в восторге, что СЛОВАРь" так талантливо продолжется !
Спасибо !


User avatar
ppd
Администратор
Администратор
Posts: 7031
Joined: 16.03.2008 14:46
Location: Шизино
Has thanked: 3 times
Been thanked: 82 times

Re: Пегас, Муза и лирический герой

Post by ppd »

На сайте есть уже и аккорды, и иллюстрации. Не хватает комментария.
Кто возьмётся перевести все имеющиеся в теме наработки в формат для сайта? :roll:


User avatar
ИРИНА Т
Птица-сИрин
Posts: 17876
Joined: 04.02.2006 20:09
Location: Москва
Has thanked: 8 times
Been thanked: 15 times

Re: Пегас, Муза и лирический герой

Post by ИРИНА Т »

Я не возьмусь. Слишком много с этими комментариями Тани связано всего.
Может, Тиль сделает? Потом, как приедет.


Ах ты Дао, моё Дао, Дао важное моё, Дао важное, сермяжное, непознанноё! Image
User avatar
ppd
Администратор
Администратор
Posts: 7031
Joined: 16.03.2008 14:46
Location: Шизино
Has thanked: 3 times
Been thanked: 82 times

Re: Пегас, Муза и лирический герой

Post by ppd »

ИРИНА Т, а "Свободную частицу"?


Return to “Редакция. "Толковый словарь" и аккорды”