«et cetera, et cetera, et cetera».
[b]14-го июля исполняется 45 лет Тимуру Шаову, автору и исполнителю песен-баллад, лауреату нескольких престижных премий, в том числе премии «Золотое перо Руси 2007», достойному претенденту на звание классика нашей авторской песни. О том, что Тимур Шаов – Явление в авторской песне и в нашей культурной жизни вообще; о том, что он и врачеватель душ наших, и просветитель, что его песни дышат добротой и любовью, об этом я писала неоднократно; да и не только я, он постоянно получает такие признания. А в день 45-летия Тимура, который, при нашей разнице в возрасте, для меня всегда мальчик, я буду выражать признательность не только своими словами, главное – словами поэта, именем которого обозначено творчество Тимура Шаова, автора первого альбома «От Бодлера до борделя». С самого начала, как только я «открыла» Тимура, почти десять лет назад, во мне поселился вопрос, который не давал мне покоя долгие годы. А именно - как быть с Бодлером? При чём он здесь вообще? Название альбома - находка замечательная. Но как быть с поэтом Бодлером и с творчеством Тимура Шаова? Бодлер поэт декадентский, богемный, скандальный. Но - это поэт с мировым именем, он признанный мастер, а поэты ведь не просто располагают слова в определённом порядке, им дано постигать квинтэссенцию жизни. А здесь что, это имя используется вот только для такого хлёсткого эффекта, в котором отражён просто факт биографии поэта? И всё? Моя душа этого не принимала. И дело тут не только и даже не столько в Бодлере, сколько в Тимуре: у него ведь ничего не сказано зря, многие его песни просто эпохальны. Значит и здесь, с Бодлером, должен быть глубокий смысл. И вот, когда Тимур объявил о юбилейной программе «От Бодлера до «Частицы»», «ля фам» уже пошла «шуршать» по библиотеке. Я взяла стихи Бодлера и его биографию. Стихи - это скандально известный сборник «Цветы зла», за который Бодлера в своё время не просто осуждали, а судили судом. Общее представление о Бодлере у меня, конечно, было, оно сводилось к тому, что это не мой поэт. Когда же начала читать всю подборку стихов, от традиционных до белых, ещё более мрачных, я впала в уныние: ну просто какой-то гимн пессимизму и смерти. И вдруг!!! Где-то в середине сборника, я читаю стихи, от которых у меня захватывает дух, как от первых песен Тимура. Как говорится, выстрел в десятку просто, и не в десятку даже - в точку, в ядро, в самую суть: [list]Художник мудрый пред тобой, Сатир пронзительных создатель, Он учит каждого, читатель, Смеяться над самим собой. Его насмешка не проста, Он с прозорливостью великой Бичует зло со всею кликой, И в этом сердца красота. И смех его, живой и чистый, Не жжёт, как факел фурий нас, И ни Мельмота, ни Мефисто Он не напомнит нам гримас. Их смех – он никому не впрок, Он пуст, верней, бесчеловечен. Его же смех лучист, сердечен, И добр, и весел и широк![/list] Эти стихи как бы о Тимуре и написаны; они вправе быть эпиграфом к его творчеству, ну раз он выбрал Бодлера. А выбор - просто гениальный! Имя Бодлера рядом с именем Тимура Шаова не то что не случайно, а самое что ни на есть – на месте, а название альбома не просто эффектное, оно - провидческое.[/b] |
С благодарностью и любовью
Зоя Мартыновна Кузнецова
(из тех «товарищей учёных», о ком пел ещё незабвенный Высоцкий,
а потом так умно и образно напомнил неповторимый Шаов).
Академгородок,
Новосибирск.
(http://www.shaov.ru/text%28article%29.php?art=143)