Симфония А. Тихомирова

User avatar
Till
Умница-консерваторец
Posts: 2912
Registered for: 12 years 8 months
Last visit: 21.09.2022 20:42
Location: Ленинград
Has thanked: 26 times
Been thanked: 38 times

Симфония А. Тихомирова

Post by Till »

Уважаемые форумчане, был бы очень признателен за ваше мнение. Увы, в данном случае это может стать не такой уж простой задачей...
Речь идёт о произведении моего земляка Андрея Тихомирова. Это "Симфония №3 в трёх поэмах". На мой взгляд, вещь незаурядная. Впрочем, возможно, моё мнение субъективно - ибо мне довелось принимать участие в питерской премьере в 1997 году. Позволю себе привести фрагмент из аннотации к этому концерту. Сам я аннотации не люблю и предпочитаю до концерта не читать, посему запихиваю под спойлер.
Скрытый текст:
Завершив работу над самым масштабным своим сочинением, автор посчитал необходимым дать ему название - “Зеркало. Симфония в трех поэмах”; программное наименование предпослано и каждой отдельной части симфонии. Вот как комментирует это обстоятельство сам композитор: “Симфонии с названием - не редкость, я просто отдаю дань распространенной классической традиции. Наименование же отдельных частей (“Одиночество”, “Марш”, “Молчание”) призвано подчеркнуть их “поэмный” характер (как и всего сочинения в целом). Кроме того, названия помогают, как мне кажется, лучше обозначить тот угол, под которым я рассматриваю “вечную” проблему взаимоотношения личности и того, что принято называть окружающей действительностью.
Романтическая традиция лирико-драматического симфонизма ХIX в. трактует эту проблему как трагическое стремление одинокого, надломленного, мятущегося героя слиться с окружающей его “нормальной” жизнью, поэтическими символами которой часто выступают картины природы, народные праздненства и т.п. В ХX веке усиливается элемент противостояния: одинокий герой, страдающий интеллигент (выражение авторского “Я”) - и чуждое ему бездуховное окружение, враждебные, часто агрессивные “Они”.
Моя позиция далека и от первого, и, особенно, от второго варианта. Образ Одиночества, которому посвящена первая часть симфонии, для меня- категория не столь-ко бытовая, сколь философская: это, быть может, трагическое, но необходимое условие самовыражения личности, осознающей себя как индивидуальность, неизбежный атрибут творческого процесса. То высокое состояние души, которое Пушкин гениально передал несколькими словами: “На свете счастья нет, но есть покой и воля.”
Но душа многогранна, многообразны и человеческие устремления. И человек, не чуждый духовным взлетам и строгой красоте Одиночества, может неожиданно обнаружить себя внутри марширующей колонны и испытать наравне со всеми восторг отрешения от собственного “Я” ради иллюзорного, но захватывающего стремления к единению с миллионами - не важно, во имя какой цели. Марш как состояние души. Многие ли из моих современников могут сказать сегодня: нам не знакомо подобное искушение! - и не солгать?
Этой теме посвящена вторая часть симфонии, материал которой откровенно замешан на музыкальной эстетике нашего недавнего прошлого. Свою задачу я видел в том, чтобы, не опускаясь до пародии (что было бы и легче, и традиционнее), совершить погружение в звуковую атмосферу, сопутствующую проявлениям массово-тоталитарного сознания. А какое оно: советское или, скажем, древнеримское - это не столь важно.
Образы двух монолитов,“Одиночества” и “Марша”, не конфликтуют друг с другом, но, как и в жизни, существуют параллельно. Чтобы не потерять равновесие, находясь между этими двумя полюсами, вероятно, стоит молча заглянуть в зеркало и просто увидеть там себя - обычного человека, такого, как вы или я, чье спасение - в надежде на толику понимания, участия и любви. Об этом - третья часть.”
К сказанному композитором следует добавить лишь то, что симфония написана в глубоко присущей ему манере: язык ее внятен и нередко почти нарочито прост, а тот факт, что многие элементы тематизма могут вызвать у слушателя вполне конкретные ассоциации, повидимому, нисколько не смущает автора.

N. N.
К сожалению, полотно весьма масштабно - идёт около 50 минут. Мы все люди занятые, найти такое количество свободного времени не всегда просто (да и запись не самого лучшего качества, налажали мы тогда слегка...). Тогда я могу предложить послушать только центральную, вторую часть, т.е., поэму "Марш" (тем паче, что автор допускает её отдельное исполнение) - она, пожалуй, наиболее необычна для отечественной академической музыки. Она начинается примерно с 18:30 и идёт около 20 минут.
Запись можно найти здесь: http://classic-online.ru/ru/production/42764
Почему я это вам предлагаю?
Во-первых, мне часто кажется (если судить по некоторым темам на нашем форуме, каким - говорить умышленно не буду), что многим из нас окажутся близки если не сама музыка, то идеи, который хотел передать автор.
Во-вторых, я неоднократно имею с автором беседы по поводу его детища. Его последнее время несколько отпугивают масштабы, и от планирует сделать сокращённую версию (ибо "на такое время внимание публики не удержать независимо от качества материала"), я его всячески отговариваю от сего. Кстати, выложенная запись тоже слегка сокращена - и по-моему отнюдь не выиграла от сего, несколько потеряв в многогранности... И мне, конечно, интересно, что могла бы сказать потенциальная публика, особенно не состоящая из профессионалов-музыкантов.
Заранее спасибо тем, кто решится ознакомиться.


Эх, яблочко, здесь важны слова. Я красиво говорил, цицеронствовал. :eda:
User avatar
Till
Умница-консерваторец
Posts: 2912
Registered for: 12 years 8 months
Last visit: 21.09.2022 20:42
Location: Ленинград
Has thanked: 26 times
Been thanked: 38 times

Re: Симфония Андрея Тихомирова

Post by Till »

Могу также предложить вторую часть Симфонии с, так сказать, видеорядом. Эту подборку сделала жена автора (по собственной инициативе) и сделала, КМК, весьма профессионально. Автору она очень нравится (я про подборку, разумеется), мне же - не слишком (впрочем, я вообще не поклонник таких жанров), тем более, что здесь музыка как раз изрядно сокращена, выпали некоторые эпизоды, на мой взгляд, чрезвычайно большой важности, без которых целое воспринимается не совсем так, как должно было. Но всё же, возможно, кому-то будет проще или интересней послушать именно таким образом.
Скрытый текст:


Эх, яблочко, здесь важны слова. Я красиво говорил, цицеронствовал. :eda:
User avatar
Мария Н
Тургеневская девушка
Posts: 10119
Registered for: 10 years 2 months
Last visit: 25.09.2022 19:34
Location: Липецк
Has thanked: 584 times
Been thanked: 157 times

Re: Симфония А. Тихомирова

Post by Мария Н »

Till wrote:был бы очень признателен за ваше мнение. Увы, в данном случае это может стать не такой уж простой задачей...
Я бы сказала, более-менее толково сформулировать мнение по поводу произведения искусства (в любой его ипостаси) для непрофессионала всегда непростая задача. Твое мнение субъективно? Думаешь, кто-то из нас может претендовать на объективность? Да и насколько она вообще возможна?
Till wrote:К сожалению, полотно весьма масштабно - идёт около 50 минут. Мы все люди занятые, найти такое количество свободного времени не всегда просто. Я могу предложить послушать только центральную, вторую часть
Не сожалей - совершенно не о чем! Если я правильно поняла поставленную перед нами задачу и суть вопроса, слушать надо именно целиком, и, КМК, сделавший это не пожалеет о затраченном времени.
Till wrote:Во-первых, мне кажется (...), что многим из нас окажутся близки если не сама музыка, то идеи, которые хотел передать автор.
Мне - да, оказались. И музыка, и идеи. Особенно первые две части (по третьей - замысел не совсем понятен).
Till wrote:Во-вторых, я неоднократно имею с автором беседы по поводу его детища. Его последнее время несколько отпугивают масштабы, и он планирует сделать сокращённую версию (ибо "на такое время внимание публики не удержать независимо от качества материала")
Вот не надо так плохо о нас думать! Я-то, правда, за последние 16 лет привыкла самостоятельно удерживать свое внимание, но это в любом случае зависит "от качества материала", то есть усилий требуется больше или меньше (в особенно редких случаях - не требуется вообще). Это относится к любому "материалу", воспринимаемому на слух. Возьму на себя смелость сравнить с тем, с чем мне чаще всего приходится иметь дело: с речами на некую определенную тему. Бывает, что и тема сама по себе интересная, и материал вроде бы тоже, а вот компановка или манера изложения оставляют желать лучшего (например, неуместно расставленные акценты или затянутые паузы). Возникают ситуации, когда хочется сказать: "Уже все все поняли, давай дальше!"- или вообще: "Короче!" Или, например, кажется, что докладчик уже достаточно осветил тему и вот-вот будет закругляться, а он вдруг начинает раскрывать еще какой-нибудь ее аспект. Так вот: в предложенном нашему вниманию (говорю "нашему", ибо надеюсь, что я не одна такая) произведении таких моментов, на мой взгляд (слух?) не было.
Что касается количества "материала". Когда ты хочешь выразить (да еще и всесторонне осветить) какую-то идею или тему, материала должно быть ДОСТАТОЧНО. Если его будет меньше, ты не достигнешь цели. Особенно это заметно в "Марше" - там материала именно достаточно.
Что касается "удержать внимание публики". Дорогие наши классики! Когда человек приходит к вам, вряд ли он настроен ТОЛЬКО развлекаться, скорее - в большей степени, если не ТОЛЬКО,- он готов к определенной РАБОТЕ! Думаю, не ошибусь, если скажу, что случайные люди к вам если и заходят, то крайне редко. Соответственно, мы заранее настраиваемся на то, что внимание нужно будет удерживать. Другое дело, что, как я уже сказала, иногда это бывает сложно. В данном случае,- лично мне,- нет. Прошу учесть, что я слушала, так сказать, в бытовой обстановке, где само по себе многое отвлекает. В концертном зале, я думаю, было бы еще проще.
"Меня терзают смутные сомнения"... А не продиктовано ли само появление этой темы общими сомнениями наших современных классиков в том, что их деятельность представляет какой-то интерес? Нет? Я рада. Но на всякий случай... Вообще-то эту тему наш мэтр довольно полно осветил в своей песне (догадайтесь, какой!). От себя же хочу добавить. Очень хочется верить, а потому - я уверена, что и сейчас есть, и всегда будут люди которым "работать интереснее, чем развлекаться в старинном смысле этого слова". Думаю, наш Форум - тому подтверждение. Да, это не абсолютное большинство и даже, к сожалению, вообще не большинство, ну так что же?!
Вот, теперь я, похоже, злоупотребляю вниманием публики... Ну, как могла.
PS Хоть и не совсем в тему, а всё же - примите на свой счет:
Last edited by Мария Н on 28.07.2013 16:59, edited 1 time in total.


Но, как сказал Маркиз де Сад Захер-Мазоху:
«Ну, имейте же терпение, мой друг!»
:maria:
User avatar
Мария Н
Тургеневская девушка
Posts: 10119
Registered for: 10 years 2 months
Last visit: 25.09.2022 19:34
Location: Липецк
Has thanked: 584 times
Been thanked: 157 times

Re: Симфония А. Тихомирова

Post by Мария Н »

Прослушала-посмотрела вариант с видео. Хм-м-м... Надо сказать, очень удивило, что "Автору она (подборка) очень нравится". Я, каюсь, первый раз слушала после прочтения аннотации, где, в частности, изложено именно авторское видение своего же замысла:
Скрытый текст:
А.Т. wrote:Но душа многогранна, многообразны и человеческие устремления. И человек, не чуждый духовным взлетам и строгой красоте Одиночества, может неожиданно обнаружить себя внутри марширующей колонны и испытать наравне со всеми восторг отрешения от собственного “Я” ради иллюзорного, но захватывающего стремления к единению с миллионами - не важно, во имя какой цели. Марш как состояние души. Многие ли из моих современников могут сказать сегодня: нам не знакомо подобное искушение! - и не солгать?
Этой теме посвящена вторая часть симфонии, материал которой откровенно замешан на музыкальной эстетике нашего недавнего прошлого. Свою задачу я видел в том, чтобы (...) совершить погружение в звуковую атмосферу, сопутствующую проявлениям массово-тоталитарного сознания. А какое оно: советское или, скажем, древнеримское - это не столь важно.
Соответственно, мое восприятие "Марша" сильно отличается от того, что представлено с помощью видеоряда. Именно отличается, а не отличалось: видео никак на него не повлияло, и, чтобы в этом убедиться, я только что прослушала этот отрывок в третий раз. Возможно, на моё восприятие отчасти повлияла установка автора : "стремление к единению с миллионами - не важно, во имя какой цели"; "музыкальная эстетика недавнего прошлого" (сравнила с возрастом самого автора и годом премьеры); "проявления массово-тоталитарного сознания, советского или древнеримского - не столь важно"... Но это только отчасти. То есть это дало как бы направление (некую "вводную") для дальнейшего самостоятельного размышления. Поэтому, если я в самой музыке и увидела то, что отражено в видео, то разве что где-то на горизонте, эпизодически, но никак не в качестве основного сюжета.
Что же увидела я... Моё совершенно искреннее и с полной отдачей пионерское детство... В 9-13 лет я практически не задумывалась о светлой идее победы коммунизма во всём мире; для меня пионер был человеком из книг Гайдара и Крапивина (а повзрослевший "пионер" - возможно, и из Стругацких), для которого в жизни на первом месте - идеалы добра, разума и справедливости (где-то даже на уровне рыцарства). Можете меня побить, но ведь идея коммунизма не так плоха сама по себе (не будем говорить о нелепой, грубой и бестолковой попытке её воплощения). С такими пионерами хотелось быть вместе, а когда я увидела, что они не такие, мне было уже 14.
Вспомнились первомайские демонстрации, на которые я (ребёнком) опять же ходила совершенно искренне, видя при этом взрослых, которых туда загоняли силком, но которые, тем не менее, "расслаблялись и получали удовольствие" (как говорится, "в меру своей испорченности"). Всё равно была какая-то радость "единения с миллионами - неважно, во имя какой цели", о целях собиравшиеся на таких мероприятиях, КМК, меньше всего задумывались...
Конечно, такая тенденция "в стаде идти на убой" не может не приводить к крайностям. Это происходит, когда "миллионы" (да хотя бы и тысячи) становятся именно стадом. И автор очень наглядно это иллюстрирует отсылками к совершенно разноплановой музыке советских времен (как совершенно аполитичной, так и крайне-"левой", с различными промежуточными стадиями). Я увидела в этом предостережение: в "стремлении к единению с миллионами" не забывай о том, что ты - личность, и думай всё-таки о той цели, к которой эти "миллионы" ведут (часто - железной рукой; порой очень завуалированно)!
PS И эти соображения хочется дополнить песней:
Last edited by Мария Н on 15.08.2013 22:06, edited 1 time in total.


Но, как сказал Маркиз де Сад Захер-Мазоху:
«Ну, имейте же терпение, мой друг!»
:maria:
User avatar
Мария Н
Тургеневская девушка
Posts: 10119
Registered for: 10 years 2 months
Last visit: 25.09.2022 19:34
Location: Липецк
Has thanked: 584 times
Been thanked: 157 times

Re: Симфония А. Тихомирова

Post by Мария Н »

Внесла две аудио-поправки к сообщениям. Что не смогла выразить словами...


Но, как сказал Маркиз де Сад Захер-Мазоху:
«Ну, имейте же терпение, мой друг!»
:maria:
User avatar
Фанат
Пересмешник
Posts: 6658
Registered for: 15 years 7 months
Last visit: Today 10:12
Location: Москва
Has thanked: 310 times
Been thanked: 922 times

Re: Симфония А. Тихомирова

Post by Фанат »

Мария Н wrote: Можете меня побить, но ведь идея коммунизма не так плоха сама по себе (не будем говорить о нелепой, грубой и бестолковой попытке её воплощения).
Видимо, все же идея плоха. Плоха потому, что иных попыток ее воплощения, кроме "нелепых, грубых и бестолковых", не может быть в принципе. Это убедительно показал, например, Ф.Хайек ("Дорога к рабству"). Тем более плоха, что очень соблазнительна.

Но бить все равно нельзя. :lol:
Скрытый текст:
И простите за явный оффтоп.
А симфонию внимательно прослушал (но без видеоряда - и, судя по впечатлению Марии, был прав: я не люблю следовать чужим параллелям в этом отношении, предпочитаю строить свои). Впечатление изложил Александру в личку.


В мире больше кипящей смолы, чем цветущей сирени
User avatar
Мария Н
Тургеневская девушка
Posts: 10119
Registered for: 10 years 2 months
Last visit: 25.09.2022 19:34
Location: Липецк
Has thanked: 584 times
Been thanked: 157 times

Re: Симфония А. Тихомирова

Post by Мария Н »

Фанат wrote: Впечатление изложил Александру в личку
Жаль. Мне тоже было бы интересно сравнить.
Скрытый текст: Оффтоп
Фанат wrote:Видимо, все же идея плоха. Плоха потому, что иных попыток ее воплощения, кроме "нелепых, грубых и бестолковых", не может быть в принципе.
Имеющимися в настоящее время в распоряжении человечества средствами и методами - да, не может. Но не "в принципе". С этим - позвольте не согласиться.


Но, как сказал Маркиз де Сад Захер-Мазоху:
«Ну, имейте же терпение, мой друг!»
:maria:

Return to “Авторская песня и другая музыка”